Биографии русскиx писателей - Беляев А.Р. - Вариант 1

Вариант 1

    Родился Александр Романович Беляев 16 марта 1884 года в Смоленске, в семье священника Романа Петровича Беляева. Родители были людьми глубоко верующими, склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и богомольцам, отчего в доме всегда было много народа. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения. В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам.      По желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он и закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать — Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.      Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка. Еще одной «забавой» были занятия фотографией, причем в самом эксцентричном варианте — съемках «фотографий ужасов». Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать и драматургом, и режиссером, и актером.      По окончанию Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.      В возрасте тридцати пяти лет Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула, сказав, не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи. Постепенно наступило некоторое улучшение.      Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву, устроился на работу юрисконсультом. В свободное время он пробовал заниматься литературой — в результате в газете «Гудок» стал печататься с продолжением его первый рассказ «Голова профессора Доуэля»(1925). В Москве Беляев прожил до 1928 г.; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А.Ром и Арбел.      В 1928 г. А.Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Условия жизни в Киеве оказались лучше, а вот для творчества возникли препятствия — рукописи там принимали только на украинском языке, поэтому приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.      1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 г. семья вернулась в Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве невыносимой. Постоянные бытовые неурядицы мешали писать, и все же Беляев создает в эти годы пьесу «Алхимики...», роман «Прыжок в ничто».      Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти». Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»). За всеми этими произведениями — страстное стремление писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее.      «Беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства» подвергались резкой критике со стороны властных структур, что в поздний период творчества вынудило Беляева к созданию произведений, в которых основное — перечень изобретений, открытий, технических достижений и воспевание коммунистического будущего («Подземные земледельцы», «Под небом Арктики», «Чудесное око» и др.). В художественном отношении эти произведения малоинтересны.      Не случайно подлинным завещанием писателя стал его последний роман в 1941 г. — «Ариэль». Герой романа наделен способностью летать без каких-либо научных обоснований этого таланта со стороны автора. Образ Ариэля — лучшее достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в неограниченные творческие возможности человека. Под конец жизни Беляев отказался от навязываемых ему технических и социальных проблем и в полной мере отдался тому, что влекло его всегда: романтическому описанию человека, преодолевающего «земное притяжение».      Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы Беляев с семьей был оккупирован. 6 января 1942 г. писатель умер от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу.      Биограф Беляева О.Орлов выяснил, что вскоре после смерти писателя им «заинтересовывается гестапо. Исчезает папка с документами. Немцы роются в книгах и бумагах Беляева». Так или иначе, а семье Беляева пришлось заплатить за это сполна отбытием десятилетней ссылки на Алтае. Могила же писателя затерялась.      Неистребимый интерес Беляева к неведомому всегда искал опору в факте, в логике познания, приключения же служат, главным образом, занимательной канвой. Впрочем, и вымышленная фабула нередко отталкивается у него от факта. Толчком к созданию романа «ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ АТЛАНТИДЫ» (1926) послужила, например, вырезка из французской газеты: «В Париже организовано общество по изучению и эксплуатации Атлантиды». Беляев заставил экспедицию разыскать в глубинах Атлантики останки этой легендарной цивилизации, восстановить историю предполагаемого материка. Материал писатель почерпнул из книги Р.Девиня «Атлантида, исчезнувший материк», русский перевод которой вышел в 1926 году. Девинь очень живо реконструировал легендарную страну, спор о самом существовании которой не решен по сей день. В известном смысле это была уже готовая научно-фантастическая обработка легенды, и Беляев воспользовался ее фрагментами, некоторые практически незаметные у Девиня частности развернув в целые образы. Например, Девинь упоминал, что на языке древних племен Америки (предполагаемых потомков атлантов) Луна называлась Сель. У Беляева это имя носит прелестная царевна. Беляев сохранил стремление ученого-популяризатора не отрываться от научных источников. Девинь, например, связывал с Атлантидой легенду о золотых храмовых садах, по преданию, укрытых от опустошительного вторжения испанских конкистадоров в недоступные горные страны Южной Америки. Беляев поместил эти сады в свою Атлантиду. Была или не была Атлантида, были или не были сады, где листья вычеканены из золота, но достоверно известно, что высокая культура обработки металлов уходит в глубочайшую древность. При всем том Беляев, писал известный атлантолог Н.Ф.Жиров, «ввел в роман много своего, особенно — использование в качестве скульптур горных массивов». В его романе столица атлантов построена на гигантской ладони бога Солнца, изваянного в цельном горном кряже. По словам Жирова, Беляев тем самым «предвосхитил открытие» его «перуанского друга, д-ра Даниэля Руссо, открывшего в Перу гигантские скульптуры, напоминающие беляевские (конечно, меньших масштабов)». Это частность, хотя по-своему и примечательная.           Роман начинается главой «Как была открыта Атлантида», в которой удачливый американский фабрикант и биржевик мистер Солли слёг от мозгового удара. Врач категорически запретил ему возвращаться к коммерческой деятельности и посоветовал развлекаться, избегая умственного и нервного напряжения. Случайно он увидел книгу про Атлантиду и решил создать подводную экспедицию для отыскания исчезнувшего материка, что он и сделал. После долгих трудностей были найдены неоспоримые следы Атлантиды. Была найдена громадная библиотека. Рукопись удалось расшифровать, и один из участников экспедиции написал роман, в котором каждое положение основано на научных данных.      Многочисленные гости прибывают в столицу Атлантиды город Посейдонис на праздник Солнца. Царь Атлантиды Гуан-Атагуераган подчинил все известные народы мира. Восстания были редки, но если они были, их подавляли с беспощадной жестокостью. Царь собрался уменьшить налог в пользу храмов, а это могло вызвать недовольство жрецов. Один из рабов Адиширна-Гуанч был гениальным художником, скульптором и ювелиром. К празднику Солнца он создал Золотые Сады. Царевна Сель пришла посмотреть на работы и была восхищена. Адиширна сказал Сели, что этот сад – символ жизни: ты видишь роскошные плоды, цветы, но не можешь насладиться ими, так как они искусственные, а если ты захочешь сорвать их, они больно уколют.      Жрец Эльзаир, астроном и астролог, наблюдая за звёздами, увидел, что неподвижные звёзды сдвинулись со своих мест. Пять жрецов пришли к нему и сообщили, что царь уменьшил их доходы. Кто-то из жрецов предложил убрать царя. И жрецы решили создать дворцовый переворот и сделать царём брата Гуан-Атагуерагана Келетцу-Ашинацака.      Далее описывается великолепный праздник Солнца, который был омрачён мрачными предсказаниями прорицателя На-Шана. Потом мы узнаём, что среди рабов намечается восстание. Акса-Гуам-Итца, сын жреца Шишена-Итца, был влюблён в рабыню Ату и захотел освободить её и всех рабов.      Жрецы сказали брату-близнецу царя, что он на самом деле старший брат, и подговорили его устроить восстание.      Жрец Шишен-Итца узнал о готовящемся восстании рабов и собрался донести царю. Акса-Гуам призывал рабов восстать против царя. Многие не верили ему. Но вдруг один из рабов принёс голову жреца Шишен-Итца. Когда прошло первое впечатление от увиденного, Адиширна предложил план восстания. Он не верил в восстание, но хотел освободить Сель, которую отец хотел выдать замуж за царя Ашура.      Хранитель Высших Тайн Ацро-Шану должен был передать эту тайну другому жрецу Крицне. Он сказал, что Высшая Тайна в том, что её нет. Все знания и умения жрецов – результат тысячелетних наблюдений и экспериментов. Он сказал также, что богов нет. Эльзаир сообщил Ацро-Шану о том, что звёзды сдвинулись, а тот сказал, что сдвинулась земля. На соседних с Атлантидой островах начали действовать вулканы, а это приведёт к гибели Атлантиды.      Началось восстание рабов, царь сбежал, а рабы не догнали его, так как увидели изумруды и стали их собирать. Рабы занялись грабежом. Восстание на Священном Холме было подавлено. Акса-Гуам был ранен, но его спас жрец Крицна. Акса-Гуам отправился на поиски Аты и увидел сошедшую с ума мать, а потом смерть Аты.      Царь приказал уничтожить всех рабов и набрать новых. Но жрецы сообщили о том, что Атлантиду ожидает гибель от землетрясения, и всем нужно спасаться. Для построения кораблей необходимы рабы. Жрецы посоветовали объявить о помиловании рабов, но большую часть в последний момент нужно оставить.      Во всех городах Атлантиды гонцы рассказали о том, что она обречена. Люди готовились к бегству. Но некоторые рабы не вернулись из лесов. Царь и его приближённые, за исключением царицы Сель, которая куда-то пропала, покинули Атлантиду. Акса-Гуам, Адиширна и царевна Сель жили в лесу. Акса-Гуам почти всё время проводил на охоте, а влюблённые переживали свой «золотой век».      Но вот началось землятресение. Акса-Гуам, спасаясь от огня, бежал на Священный Холм. Здесь он увидел ужасы человеческого безумия. На Холме собрались брошенные рабы, которые теперь были свободны и богаты. Рабы, не обращая внимания на то, что земля гибнет, занимались грабежом.      Адиширна и Сель не погибли от первого извержения вулкана. Но через несколько дней, ночью, началось новое извержение. Спасаясь, Адиширна увидел хранителя Высших Тайн, который вёл летопись. Без записи этих событий последних дней Атлантиды её история не будет полна. В одну ночь Атлантиды не стало.      Большой корабль плыл по океану. Все люди на нём были мертвы. Только один человек был жив – это был жрец Шитца. Корабль приплыл к земле, но Шитца не знал, куда он попал, живы ли люди с других кораблей. Он начал устраиваться на новом месте. На рассвете жрец пропел гимн Солнцу. Он пел и видел, как показались бледнолицые люди в звериных шкурах, с голубыми глазами и русыми волосами.      Суровый климат оказался гибельным для атланта. Заболев, он решил посмотреть, нет ли на корабле лекарств. И вдруг он увидел Акса-Гуама, который тайно проник в трюм корабля и там оставался. Они провели ночь у костра, рассказывая свои истории. Шитца рассказал, что белокурые люди почти боготворят его за его знания и умения (например, умение разводить костёр). Шитца умер. Акса-Гуам похоронил его, познакомился с жителями этих мест и завоевал их уважение. Он многому научил их, а в долгие вечера он рассказывал им об Атлантиде и о Золотом веке. А люди слушали эти рассказы, хранили их и передавали друг другу.