Биографии русскиx писателей - Успенский Г.И. - Вариант 1

Вариант 1

    УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович [13(25). 10.1843, Тула, — 24.3(6.4). 1902, Петербург], русский писатель.    Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском (1861) и Московском (1862-63) ун-тах, которые не окончил из-за недостатка средств. Начал печататься в 1862 (в журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и журнале «Зритель») и вскоре стал видным представителем демократической литературы 60-х гг.     В 1864-65 сотрудничал в журнале «Русское слово», в 1865-66 — в некрасовском «Современнике». Главные темы Успенского в это время — жизнь и быт мелких чиновников и городской бедноты. В очерках «Нравы Растеряевой улицы» (1866) разносторонне запечатлены картины жизни тульских ремесленников и рабочих, уродливый быт чиновников, мещан, буржуазных дельцов. В 1868 Успенский становится одним из основных сотрудников «Отечественных записок», литературным соратником Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. В цикле повестей «Разоренье» (1869-71) с глубоким проникновением в психологию представлены образы рабочих, идейные искания интеллигентов-разночинцев.     В 70-е гг. Успенский совершил поездки за границу, сблизился с деятелями революционного народничества (С. М. Степняк-Кравчинский, Г. А. Лопатин, Д. А. Клеменц, П. Л. Лавров). Впечатления от русской и зарубежной социальной действительности, общение с кругами революционно настроенной интеллигенции, обострившийся интерес к пореформенной деревне нашли отражение в очерках и рассказах «Книжка чеков», «Больная совесть», «Не воскрес» и др., вошедших затем в цикл «Новые времена, новые заботы». С 1873 и до болезни (нач. 90-х гг.) Успенский находился под негласным надзором полиции.     С конца 70-х гг. центральной темой творчества Успенского становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника» (1877-80), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882), «Кой про что» (1886-87) и др., в которых он пишет о разорении крестьян-тружеников, росте кулачества, разложении крестьянской общины. Во многом сочувствуя революционерам-народникам, Успенский вместе с тем своими правдивыми произведениями о деревне, по определению Г. В. Плеханова, "… подписал смертный приговор народничеству и всем «программам» и планам практической деятельности, хоть отчасти с ним связанным" (Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 71).     В 80-е гг. Успенский создаёт циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: «Без определённых занятий» (1881), «Волей-неволей» (1884) и др. Взгляды писателя на нравственное предназначение искусства яашли яркое отражение в очерке «Выпрямила» (1885). Произведения о народной жизни в последний период творчества — «Живые цифры» (1888), «Поездки к переселенцам» (1888-89) и др. Реалистический художественный метод Успенского характеризуется сочетанием кропотливого исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.    Тяжёлая душевная болезнь в начале 90-х гг. оборвала литературную деятельность Успенского. На его смерть откликнулась редакционной статьёй ленинская «Искра» (1902, 1 мая). Л. И. Ленин ценил в творчестве Успенского "… превосходное знание крестьянства", "… громадный артистический талант, проникающий до самой сути явлений..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 263). Творчество Успенского высоко ценили И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. Горький. Оно оказало влияние на формирование некоторых советских писателей.