Cочинения на свободную тему - Анализ стихотворения - Анализ стихотворения «Арион»

Анализ стихотворения «Арион»

Для выражения своих мыслей и чувств Пушкин использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе. Арион плыл на корабле в открытом море. Корабельщики хотели убить его, чтобы завладеть его богатствами. Арион упросил их позволить ему спеть перед смертью песню. Закончив пение, он сам бросился в волны. Но дельфин, привлечённый его пением, вынес его на своей спине на берег.

Чудом спасшийся Арион — это Пушкин. Поэт говорит о хлебе как о певце декабризма, пропагандисте декабристских идей. Пловцы в челне — это дружный коллектив декабристов, членом которого изображён и сам поэт. В картине налетевшей бури и её последствий поэт рисует восстание декабристов, его разгром и трагическую судьбу его руководителей и участников. Случайно спасшийся певец остался верен своим товарищам, их делу: «Я гимны прежние пою»,— заявляет о себе поэт.

В соответствии с содержанием стихотворения Пушкин применяет старинные слова, звучащие более торжественно, чем обычные: кормщик (кормчий — рулевой), лоно волн, гимны (торжественные песни), риза (вместо одежда). Силу и сплочённость декабристов, их настойчивое стремление достичь своей пели подчёркивают такие словесные образы, как «иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёслы».

Герцен так писал о времени, наступившем после разгрома декабристов: «Душой всех мыслящих людей овладела глубокая, грусть. Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее и посылэла свой голос отдалённому будущему».

Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет люден в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Друзей приобрёл Пушкин ещё в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годовщины. Бездушному светскому обществу, в котором поэт принуждён был вращаться, он всегда предпочитал тесный круг друзей.

* И, признаюсь, мне во сто крат милее
* Младых повес счастливая семья.
* Где ум кипит, где в мыслях волен я
* спорю вслух

Так пишет он в 1819 году своему лицейскому товарищу Горчакову. Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Такого типа дружба, выросшая на основе общих идейных интересов, — самая высокая и глубокая. В стихотворном послании к Чаадаеву в 1821 году Пушкин посвящает ему такие строки:

* Ты был целителем моих душевных сил…
* Ты другу заменил надежду и пикой;
* То глубину души вникая строгим взором.
* Ты оживлял её советом иль укором;
* Твой жар воспламенял к высокому любовь…

Окончив лицей, выпускники постановили ежегод1825 года», но собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие.

раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.

Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего и Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение это гимн дружбе.

Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.