Cочинения на свободную тему - Искусство,культура - Литература XIX в. — замечательный, плодотворный этап в истории мировой литературы

Литература XIX в. — замечательный, плодотворный этап в истории мировой литературы

итература XIX в. — замечательный, плодотворный этап в истории мировой литературы, отмеченный удивительным многоцветьем литературных талантов, россыпью великих имен писателей, классиков, духовных спутников каждого нового читательского поколения. Гофман и Байрон, Шелли и Вальтер Скотт, де Виньи и Беранже, Гюго и Жорж Санд, Бальзак и Стендаль, Флобер и Мериме, Гейне и Бодлер, Мицкевич и Петёфи, Диккенс и Теккерей, Купер и Эдгар По, Мелвилл и Уитмен — почти о каждом из них накоплена богатейшая критическая литература. Сложились даже целые конкретные области литературоведения: байроноведение, гейневедение, диккенсиана.

Исторические рамки литературы XIX в. обычно точно не совпадают с хронологией столетия. Началом считается Великая французская революция, имевшая всемирно-историческое значение. Она нанесла решающий удар феодальной системе и оказала огромное воздействие на весь ход исторического развития в XIX в., насыщенном глубочайшими социальными потрясениями, войнами и революциями. Отозвалась она широко и многообразно и в литературе, ее отзвуки находим у Байрона, Гюго, Беранже и др. При этом важно учитывать характер исторического процесса, его специфику в каждой из стран: Великобритании, Франции, Германии, США, Польше – Завершением этого периода являются 70—80-е гг. XIX в. Далее выделяется следующий важный этап литературного развития — конец XIX — начало XX в., время, которое также имеет свою специфику и характеризуется яркими, весьма значительными явлениями в области словесности.

В свою очередь, внутри выделяются следующие значимые вехи: это начало 30-х гг. (парламентская реформа в Англии 1832 г., Июльская революция во Франции 1830 г., польское восстание 1830 г. и др., а также 1848 г., отмеченный циклом революционных выступлений в Европе — в Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, взлетом чартистского движения в Англии). Литературный процесс в XIX в. проходит под знаком двух главных направлений — романтизма и классического (или критического) реализма. Термин «романтизм» впервые появился в XVIII в. и подразумевал все фантастическое, необычное, странное. Позднее он стал употребляться для обозначения литературного направления, получившего развитие в литературах Европы и США, в основном в первой трети XIX в. Романтизм также захватил и другие художественные сферы: музыку, живопись, театральное искусство. Историческая основа его — бурные годы, последовавшие сразу за Великой французской революцией. Происходила ломка старых феодальных отношений, вообще этот исторический период характеризуется наполеоновскими войнами, подъемом национально-освободительного движения в Ирландии, Испании, Италии, Греции. То была эпоха, когда прекраснодушные мечты просветителей о «веке разума», который должен был наступить после крушения феодального мира, обнаружили вдруг свою иллюзорность; становление новых буржуазных отношений имело своим результатом прежде всего спекулятивную горячку, поляризацию богатства и нищеты, появление вульгарных и бессовестных нуворишей. Все это вызывало у определенной части романтиков ностальгические чувства по прошлому, которое начинало рисоваться в радужных красках.

вызывало у определенной части романтиков ностальгические чувства по прошлому, которое начинало рисоваться в радужных красках. Другие романтики, находившиеся под влиянием идей утопического социализма, получившего развитие в начале века в трудах Оуэна, Фурье, Сен-Симона, также недовольные капиталистическим прогрессом, грезили о некоем золотом веке социальной справедливости и гармонии. Так обозначились две тенденции в романтизме: если одни романтики, осуждая французскую революцию, искали свой идеал в прошлом (Новалис в Германии, Шатобриан во Франции, Вордсворт в Англии), то другие стремились заглянуть в завтрашний день (Шелли в Англии, Жорж Санд и Гюго во Франции). Но, размежевываясь, иногда вступая друг с другом в споры по политическим вопросам, романтики были во многом едины в своих философских и эстетических воззрениях.

Как показывает история литературы, любое новое направление зачастую складывается в острой полемике с эстетикой предшественников. В данном случае с классицистами и просветителями. Становление романтизма сопровождалось появлением целого ряда важных эстетических документов. Их можно назвать литературными манифестами, которые провозглашали художественные принципы нового искусства: это «Фрагменты» Шлегеля (1798), предисловие Вордсворта и Кольриджа к «Лирическим балладам» (1800), предисловие Гюго к своей драме «Кромвель» (1827). Романтики утверждали свою эстетику, во многом противоречащую эстетике классицистов и просветителей.

Классицистическому культу разума они противопоставили культ чувства. Строгости и нормативности классицизма — полную свободу художника в выборе формы и стиля, в воплощении собственного индивидуального видения мира. «Естественному» человеку — «общественного» человека. Логике и рассудочности просветителей — полет фантазии, мечты, многокрасочный мир, в котором реальность порой «перетекает» в сновидение. Классицистическому принципу отражения жизни — принцип условности. Мир у романтиков представал в преображенном виде благодаря сгущению красок, использованию гротеска, символики, аллегории. На смену ясной, спокойной манере повествования у просветителей пришла некая приподнятость стиля, взволнованность, лиризм, эмоциональность. В литературу вошел новый герой, личность, обычно одинокая, во многом загадочная, бунтарь или изгой, разочарованный в жизни, бегущий от общества в иные, как правило экзотические, страны. Исключительный герой, поставленный в исключительные обстоятельства. Само историческое время, насыщенное бурными социальными потрясениями, вызвало к жизни искусство драматичное, многокрасочное, исполненное внутренней динамики.

Романтизм — это эпоха поэзии, востребовавшая стихотворцев; не случайно главенствующим жанром становится поэма. Появились и крупные формы, романы в стихах, такие, как «Дон Жуан» Байрона (иногда его считают сатирической поэмой), «Пан Тадеуш» Мицкевича, а в России — «Евгений Онегин» Пушкина. Как обычно в переломные моменты, возрастает пристальное внимание к истории. Происходит рождение исторического романа (В.

сторического романа (В. Скотт). Усиливается интерес к литературе прошлых эпох, к писателям, чья эстетика созвучна романтизму, прежде всего к Шекспиру. Активно осваивается античное наследие. Углубляются взаимосвязи и взаимовлияния литератур, получает развитие художественный перевод. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Козлов переводят западноевропейских поэтов на русский язык.

Именно Байрон представляет собой яркий тип художника-романтика. Как поэт и как личность он вызывал к жизни целое поколение последователей, исповедовавших эти воззрения, и художественное явление — байронизм, проявившееся в творчестве Пушкина и Лермонтова, Мицкевича и Жорж Санд, Гюго и Гёте.

В эту эпоху происходит активное взаимопроникновение различных видов искусств, прежде всего литературы и музыки, литературы и театра. Романтики стремятся стать «универсальными» художниками: таков Гофман, который был и прозаиком, и композитором, и театральным режиссером, и рисовальщиком, и критиком. Активно осваивается и собирается фольклор. В произведениях устного народного творчества романтики (братья Гримм, Гейне, Вальтер Скотт и др.) стремятся приобщиться к сокровищам «народного духа», к поэтическому, «наивному» народному мироощущению. Переход от просветительства к новому литературному течению, романтизму, вызвал к жизни такое «пограничное» явление, как предромантизм (1770—1790-е гг.). В Англии он представлен творчеством Роберта Верней, «готическим» романом А. Радклиф, Уолпола.

Романтические тенденции в литературе стали ослабевать к началу 1830-х гг. Романтические «роковые» герои-индивидуалисты сделались даже предметом критики (Орас у Жорж Санд, Печорин у Лермонтова). Правда, знамя романтизма по-прежнему крепко держат и Жорж Санд, и Виктор Гюго, свидетели новых течений в литературе: не только реализма, но и символизма и натурализма. В начале 30-х гг. постепенно выходит на авансцену новое литературное направление — классический или критический реализм. Романтической условности, идеализации, сгущению красок реалисты противопоставили принцип жизнеподобия, социальный анализ общественных, в том числе и экономических аспектов, психологизм в обрисовке личности. Исключительным характерам в исключительных обстоятельствах, характерных для методологии романтиков, они противопоставили изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Критические реалисты Стендаль, Бальзак, Мериме, Флобер, Диккенс, Теккерей стремились запечатлеть совсем иную историческую эпоху с иными главенствующими структурами и иным миропорядком, ибо к тому времени в Англии и Франции уже сложились, выкристаллизовались капиталистические отношения. Эти писатели конкретнее и глубже, чем многие мастера слова до них, пытались передать взаимодействие личности и социальной среды, детерминированность поведения и психики человека. Их занимали не загадочные бунтари, изгои общества, разочарованные, томимые роковыми страстями, но люди определенных профессий, занятые привычной для них деятельностью, будь то крестьяне, рабочие, чиновники, банкиры, дельцы.

чиновники, банкиры, дельцы.

В литературе наметилось смещение акцента от поэзии к прозе: ведущим жанром стал социальный роман, позволяющий с наибольшей полнотой и конкретизацией деталей запечатлеть картины жизни общества. Реализм XIX в. иногда называют критическим, поскольку он пронизан пафосом критики многих сторон жизни, прежде всего культа денег, голого чистогана, в жертву которым приносятся нравственные человеческие ценности. Творчество реалистов еще ценно тем, что содержит глубокие социальные обобщения. Наглядный тому пример — наследие Бальзака, художника-аналитика, обладавшего острым зрением, который разработал не только богатейшую типологию героев, но дал художественную трактовку экономических факторов и законов. Реалистический роман XIX в. — одно из блестящих достижений мировой литературы.Однако не следует противопоставлять романтизм реализму. Два этих метода нередко органично «сосуществуют» в творчестве одного художника, как, например, у Стендаля, Бальзака, Диккенса. Вместе с тем в творчестве некоторых реалистов поздней поры заметно активное неприятие романтических «преувеличений» и идеализации (Теккерей, Флобер).

В процессе эволюции сама форма, стилевые признаки классического реалистического романа на исходе XIX в. изменились, трансформировались, обогатились в связи с развитием новых художественных течений: символизма, натурализма, импрессионизма. Это мы наблюдаем в творчестве Мопассана, Золя, Гарди, Джека Лондона, Драйзера и др.