Путь Пьера Безухова к счастью

Путь Пьера Безухова к счастью.
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.А спокойствие-душевная подлость.
Л.Н.Толстой
Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого состояла из нравственных исканий.Всю жизнь он повторял одну и ту же молитву:«Господи! Научи меня жить!» Романы свидетельствуют о бесконечной душевной борьбе писателя. Задумав писать роман о декабристе, вернувшемся из ссылки, он понял, что для раскрытия внутреннего мира героев ему надо вернуться на несколько лет назад и окунуться в общество 1812 года.Но работа с историческими книгами и архивами заставила его вернуться к 1805 году. Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни героев.«Люди, как реки...»,-говорил он, подчёркивая этим сравнением необъятность, сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни.Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы народа. На Пьера, которого он задумал как декабриста, Толстой потратил лучшие краски души своей.Безухов ищет ответ на вопрос, поставленный перед ним эпохой 60-х годов: что делать? Чему посвятить жизнь?
«Он так всеми силами души своей всегда искал одного: быть вполне хорошим»,-эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся и к самому Пьеру.Впервые встречаясь с ним в салоне Шерер, мы чувствуем, что этот неуклюжий молодой человек, как инородное тело, не в своей среде, выглядит довольно нелепо.Он слишком искренен и естественен, чтобы скрывать свои чувства за непроницаемой маской и сдерживать эмоции.Он не защищён от ошибок и, как многие молодые люди того времени, восхищаются Наполеоном. А защищая перед ярыми монархистами идеи французской революции, он заходит так далеко, что совсем уже не вписывается в это высокомерное, презрительно относящиеся ко всему общество, и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пьера в нужные рамки.В отличии от него Андрей Болконский уже устал от всего и стремится на войну, надеясь найти там применение себе и совершить подвиг, добыть славу себе, а, следовательно, и отечеству.Со сдержанно презрительной улыбкой прохаживается он между опостылившими ему людьми, лишь встретив Пьера, он становится немного теплее и доброжелательнее. Чувствуя себя довольно неуютно в салоне Анны Шерер, Пьер тратит свои силы на разгул в компании Долохова и Курагина, где «золотая молодёжь»веселится, как ей угодно, доходя до безрассудства.Описывая развлечения молодых людей, Толстой невольно сравнивает их с помещением, в котором они собираются.Сначала этот зал, освещённый богатыми люстрами, сверкает своей изысканностью, белизной и богатством. Столы, покрытые белыми, накрахмаленными скатертями, ломятся под тяжестью аккуратно, строго симметрично расставленной серебряной посуды.С иголочки одетые молодые люди рассаживаются за столы. Но через полчаса комната в нечто, очень похожее на хлев.Молодые люди, отбросив все приличия,
пьют вино, закусывая его жирным мясом, спорят, ставят об заклад.Сам Долохов, поспорив, что выпьет бутылку вина, стоя на карнизе, уже выиграл спор и принялся за новое развлечение.Но когда Пьер решил испытать себя, его остановили и успокоили.Этим писатель хотел подчеркнуть, что Пьера любили и уважали...
Молодой человек мечется, ошибается, совершает одну из самых страшных ошибок- связывает свою жизнь с Элен. Воспользовавшись его детской беспомощностью в вопросах брака, его женили на холодной Элен.Но ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу.Пьеру кажется, что в масонстве он нашёл воплощение своих идеалов.Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве.Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего он решает облегчить участь крепостных.Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства.Нет и личного счастья.В жизни его наступает полоса разочарований в личном счастье, в общественных идеалах.И вновь ошибки...
Пытаясь найти своё место, он едет на Бородино и волею случая оказывается на самом главном и опасном редуте.Пьер рад
любой работе: таскать ящики, помогать раненым.Выглядит он очень нелепо, но симпатии солдат всё же обращены к нему. Вид бойни приводит его в ужас:«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся
того, что они сделали!» Всем своим видом и душевным смятением выражает Пьер всю антигуманную сущность войны.Оставшись в Москве, он вновь сталкивается с ужасами войны.Тогда Пьер решает убить Наполеона, видя в этом своё предназначение.Но понимает вскоре, что Наполеон недоступен и убить его невозможно.Спасая девочку из огня пожара, Пьер попадает в плен, где пытается понять этих людей, которые привыкли спать в пыли, отдавать последнее, не оставляя себе самого нужного.Духовные и физические страдания научили Пьера ценить жизнь и маленькие её радости.Встреча с Платоном Каратаевым, который представляет собой обобщённый крестьянский образ, во многом меняет отношение Пьера к жизни.Платон изменяет сознание Пьера своей народной мудростью, даёт ему возможность понять иное мироощущение, не основанное на злой власти и жестокости. То, что говорит Каратаев, обобщено, как особый дух правды и красоты.
Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Наташа, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.Но искания его ещё не кончились.Путь к правде слишком труден.Пьера не понимают, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих прогрессивных идей.
Между Платоном Каратаевым и Безуховым стена, признанная Пьером. Но в семье часто вспоминают этого доброго, милого человека. Пьер постоянно обращается мысленно к нему, спрашивая себя:«А как бы поступил он?» Николай Болконский любит Пьера, мы чувствуем, что он продолжит дело Пьера, о чём свидетельствуют его слова в конце романа:«Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»Он-это Андрей Болконский, дух которого вселился в душу мальчика, одобряя его и Пьера.#