Cочинения на свободную тему - Слово о полку Игореве - «Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской

«Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской

«Слово о полке Игоревом» — величайшая памятка культуры восточных славян, живой источник трех братских литератур — украинской, русской, белорусской. Из «Слова…» мы узнаем о жизни наших предков, об их величественной борьбе с разными врагами. Оборонять Русскую землю от половцев было главнейшей задачей князей русских XI-XII столетий. В основу сюжета «Слова…» положен рассказ о неудачно завершенном походе новгород-северского князя Игоря Святославовича в союзе с его братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом на степных кочевников-половцев. Поход состоялся весной 1185 года. После первой удачной битвы Игорь испытал поражения и вместе с союзниками попал в плен к половцам. «Слово…» написанное в скором времени после этих событий, очевидно, не позднее 1187 года. О походе Игоря на половцев рассказывается и в летописях — Лаврентиивскому (сжато) и Ипатьевскому (более подробно). Рассказ в «Слове…» начинается в пасмурных, тревожных тонах, в предчувствии неминуемой беды и ведется дальше скорбно и взволнованно. Но заканчивается рассказом о бегстве Игоря из плена, возвращение на Русскую землю, где его радостно встречают соотечественники.

Князь Игорь Святославич несколько раз побеждал половцев. Первая победа — 1174 года, потом он дважды побеждает их в 1183 году. В марте 1185 года он желает помочь киевскому князю Святославу в походе на половцев, но ему не удалось осуществить свое намерение. Где-то через 2 месяца после этого Игорь отправился на половцев, не согласовав своих действий со Святославом. Выгодная политика князей и бояр, обострение междоусобной борьбы, раздробление Киевского государства, ослабление Киева и власти киевского князя — все это давало половцам возможность беспрепятственно нападать на Русскую землю, разорять и грабить ее. Русские князья не смогли нанести окончательный удар половцам не потому, что между ними не было согласия, и это сводило на нет успех предыдущих побед. В таких условиях и выступал Игорь в поход. «Слово…» с предельной сжатостью и большой художественной выразительностью рисует картину второй трагической битвы Игоря с половцами:

* Черная земля под копытами,
* Костями засеянная,
* Кровью политая,
* Тоской сошли те кости,
* На Русской земле!

Автор «Слова…» — пылкий патриот, которому дороги честь и благополучие Руси. Он призывает князей объединиться в борьбе против общего бедствия — половцев и стать «за землю Русскую, за раны Игоревы, Святославича!» Поэт-Гражданин активно помещается в события, которые могли стать трагическими для Русской земли. Он осуждает губительные проявления княжеской вражды, высоко поднимает авторитет киевского князя Святослава как выразителя и защитника интересов всей Русской земли.

Автор «Слова…» не только большой художник, но и выдающийся публицист, прекрасно понимает политическую обстановку Руси. Поражение Игоря он понимает не только в плане поведения Игоря, а и в плане политической судьбы Руси. Публицистический талант художника ярчайший оказался в его призыве к князьям отвергнуть распри и постоять за Русскую землю.

е к князьям отвергнуть распри и постоять за Русскую землю. Подробное описание похода говорит о том, что автор сам был участником битвы. Ему близки и понятные не только ратные подвиги дружинников, а и братские чувства сожаления к утомленному боем воину. Горе матери, которая оплакивает своего юного сына Ростислава. И отданная любовь Ярославны, он кротко и сочувственно говорит о близким его сердцу людям. Достоверно, что автор «Слова…» был не просто дружинником, а человеком высшего залога, так как проявить такие глубокие знания истории, книжной литературы могло именно такое лицо. В начале поэмы он скромно решает начать ее за рассказами того времени, а не по «замыслу» Бояновому. Боян был одарен буйной поэтической фантазией, «растекался мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под тучами».

На деле же автор «Слова…» обнаруживает огромную силу поэтического таланта.