Русские сочинения - Блок А.А. - Разное - " Мелодией одной звучат печаль и радость... " . Тема любви в лирике А . Блока

" Мелодией одной звучат печаль и радость... " . Тема любви в лирике А . Блока

Эпоха 1900-х годов – эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились тревоги, упования времени, сулившего
«неслыханные перемены, невиданные мятежи». Блок, бесспорно – первый лирик своего времени. Поэт вошёл в литературу как
певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлёт, озарённость, романтический порыв, томление,
восторг, душевная чиситота – это ранний Блок. В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой
мистической тайны и совершающегося чуда. Всё в этой лирике «робко и темно», зыбко и туманно, подчас неуловимо.

Возвышенная нежность, любовь – вот чувства, которыми проникнуты стихи о Прекрасной Даме. Каждая встреча с ней – событие,
имеющее глубокий смысл, за ним – тайна:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.

Сюжет сборника «Стихи о Прекрасной Даме» — это сюжет ожидания встречи с возлюбленной – встречи, которая изменит
мир, преобразит его.

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад…

Эта тема ожидания и предчувствия – господствующая в юношеской лирике Блока.
Облик героини в юношеской лирике, с одной стороны, вполне реален, она «земная» женщина, каждая встреча с которой
открывает в ней лирическому герою какую-либо новую черту:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.

С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Владычицы Вселенной», «Величавой
Вечной жены», «Российской Венеры».

Литературоведы часто называют первый том стихов Блока «стихотворным молитвенником»: в нём нет событийной динамики,
герой молча ждёт, «тоскуя и любя»; ритуальность происходящего поддержана образными знаками религиозного служения –
упоминания лампад, свечей. Однако внешняя малоподвижность лирического героя компенсируется драматичной сменой его
настроений: светлые надежды сменяются сомнениями, ожидание любви осложняется боязнью её крушения. В стихотворении
«Предчувствую тебя…» наряду с нетерпеливым ожиданием звучит мотив боязни встречи:

Весь горизонт в огне и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

Постепенно действительность вторгается в изолированный мир мечты лирического героя, нарушая гармонию. Начинается
страшная, никем неизжитая трагедия души. В записной книжке 1904г. Блок признаётся, что Прекрасная Дама его покинула –
навсегда. Единая направленность творчества – всецелая погружённость в мечту – исчезла, мир становится многообразен. Мир
тревожный, страшный, но и влекущий.

Много нас – свободных, юных, статных –
Умирает, не любя…
Приюти ты в далях необъятных
Как и жить и плакать без тебя!

Ты – уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ, который чем дальше, тем будет всё
ярче и светлее – образ Родины.