Русские сочинения - Булгаков М.А. - Мастер и Маргарита - Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".

Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".

Талант художника был у Булгакова от бога. И то, какое этот та-

лант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами ок-

ружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

В начале 20-х годов им был задуман роман «Инженер с копытом »,

но с 1937 года он получает другое название — «Мастер и Маргарита».

Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, —

все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отда-

вал он этому роману. «Мастер и Маргарита» — творение необыкновенное,

невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской

сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лири-

ческого.

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психо-

логически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман

стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в

то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, явля-

ется книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художест-

венность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на

понимание и признание его романа современниками.

В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода твор-

ческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Са-

тана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова,

пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь

Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательству-

ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы

20-х-30-х годов нвшего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны

там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, кото-

рая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лири-

ко-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело-

вечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодо-

лением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в

час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столи-

це появляются Сатана и его свита.

Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мас-

тере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить

блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обна-

жения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится

над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его

свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам

логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы

«испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохра-

нившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев,

предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут

перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со

злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В

этом — трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман

о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия.

Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя

в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о

том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих

обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные поры-

вы и порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть пе-

ред нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя

аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачи-

вает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, ни-

каноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со

своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном

смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.

Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожа-

луй, для Булгакова действительно не существует, как не существует бо-

гочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического че-

ловека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный

закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного

ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко ус-

мотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста,

возглавлявшего МАССОЛИТ.

И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о

Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле

этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной пси-

хологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в

себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие

поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победите-

лем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы сво-

ему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц

книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван

Понырев, бывший бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому

суждена долгая жизнь.

«Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе уже ска-

зано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкова-

ний знаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» еще много будут ду-

мать, много писать.

«Рукописи не горят», -произносит один из героев романа. Булга-

ков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.

Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восс-

тановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела чита-

телей во многих странах мира.

Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслу-

женное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако да-

леко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес

суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящи-

еся в глубинах.