Русские сочинения - Чехов А.П. - Ионыч - ДЕГРАДАЦИЯ ДМИТРИЯ СТАРЦЕВА ПО РАССКАЗУ ЧЕХОВА

ДЕГРАДАЦИЯ ДМИТРИЯ СТАРЦЕВА ПО РАССКАЗУ ЧЕХОВА

ДЕГРАДАЦИЯ ДМИТРИЯСТАРЦЕВА ПО РАССКАЗУ ЧЕХОВА
В русской литературе довольно частописатели затрагивали такие темы,
которые были актуальны для любой эпохи.Такие проблемы,
затронутые классиками, как понятие о добреи зле, поиски смысла
жизни, влияние окружающей среды на личностьчеловека и другие,
всегда стояли в центре внимания русскойлитературы. Чехов наиболее
ярко показал процесс изменениячеловеческой души под влиянием
среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юностио таких возвышенных
идеалах, как честь, равенство, братство,свобода, труд на пользу
общества.
Но проходят годы, и человек полностьювнутренне меняется, желая
только покоя и сытой, обеспеченной жизни.Чехов первый вскрыл
социальные причины этой болезни в рассказе«Ионыч».
Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач,приезжает на работу
после окончания университета в губернскийгород С. Дмитрий Старцев
работает в Деляже, который расположен вдевяти верстах от города.
Старцев всеми силами старается бытьполезным людям, он почти не
бывает в городе, все своевремя отдает работе. Работа составляетсмысл
его жизни, ради нее он готов забыть оразвлечениях, поэтому он много
работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-тодругом рассказе
высказал очень верную мысль, что чаще всегодовольно быстро
черствеют учителя и врачи. Однообразныебудни, наполненные
бесконечными больными, поначалу нераздражают Старцева. Ему
советуют, как образованному иинтеллигентному человеку, почаще
бывать в городе, записаться в клуб, входкуда был доступен только
верхушке города, его знакомят с семьейТуркиных, по мнению местных
обывателей, самой талантливой инеобыкновенной.
Чехов небольшими штрихами рисует эту «талантливость».Плоские
остроты главы семейства Ивана Петровича,бездарная игра дочки
Катерины и надуманные романы ее материпонятны Старцеву, но всетаки после больницы, грязных мужиковприятно и спокойно было
сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать.Лишь через год, приехав
к ним скова. Старцев все чаще и чащенаведывается в этот
гостеприимный дом. Он влюблен в дочьТуркиных, которую в
семейном кругу называют Котик. Дмитрийревнует, с трудом переносит
разлуку, готов на все для нее, но Котик лишькокетничает со
Старцевым, не отвечая на пылкие чувствавлюбленного. Старцев
понимает, что ему взрослому человекунеприлично таскаться по
кладбищам, получать записочки, какжелторотому гимназисту, но тем
не менее, он носится по всему городу,разыскивая фрак, чтобы сделать
предложение Туркиной. Но даже в конце этогонепродолжительного
романа Старцевым, быть может, незаметно длянего, овладевает
трезвый расчет (Он думает: «А приданогоони, должно быть, дадут
немало»). После отказа доктор переживаетне слишком долго. Ему было
всего лишь «немного стыдно», что всетак глупо и пошло кончилось.
Раньше в городе Старцева звали «полякнадутый», тем самым
подчеркивая, что он чужой в этом городе.Старцев редко с кем
разговаривал в клубе, а чаще молча ел,уткнувшись в тарелку, потому
что, о чем бы он ни говорил, все обывателямивоспринималось как
личная обида. Когда Старцевпытался говорить о пользе труда, то
каждый чувствовал в этом упрек себе.Обыватели города ровным счетом
ничего не делали. День и время уходили накарты, сборища, безделье.
Уезжает из города Котик, Старцев равнодушноузнает об этой потере,
вспоминая только одно: «Сколько хлопот,однако». С этого времени
Дмитрий теряет интерес к работе.
В городе у него огромная практика, емухорошо платят за визиты. Он
по. вечерам любит считать деньги, которыезаработал за день. У него
появляются «безобидные» страстишки:игра в вист, обжорство,
жадность, равнодушие. Он уже не сострадаетближним, как раньше, и
позволяет себе кричать на больных и стучитпалкой. В городе его уже
по-домашнему называют «Ионычем», темсамым принимая его в свою
среду. Чехов, показывая «лучшую» семьюТуркиных, как бы подводит
нас вслед за Старцевым сделать вывод: «Еслисамая талантливая семья
так бездарна и глупа, то каков же весь город?»Еще хуже, чем Туркины,
потому что в этом милом семействе естьналет хоть какой-то
интеллигентности. Старцев не имел семьи, он,должно быть, просто
ради удовольствия и не зная, что делать сденьгами, создавал себе
душевный комфорт, скупая недвижимость.
Чехов нас предупреждает: «Неподдавайтесь губительному влиянию
среды, не предавайте своих идеалов,берегите в себе человека». Процесс
духовного умирания Старцева тем тягостнее,что он вполне осознает, в
какое мерзкое болото погружается, но непытается бороться. Жалуясь
на окружающую среду, он мирится с нею. Дажевоспоминания о любви
не могут разбудить полуспящую душуСтарцева. Котик, вернувшись,
видит Старцева другим, но ей хочется замуж,поэтому она цепляется за
прошлые светлые мечты. Старцев же усталодумает: «Хорошо, что я на
ней не женился». Ему уже не нравилось: икак сидит на ней платье, и
ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том,что Старцев уже давно
умер, и ничто нс может вывести его издуховной спячки. Ему не жаль
молодости, любви, несбывшихся надежд.
Чехов написал историю новой формы тяжелойсоциальной болезни,
которую давно изучала русская литература.Имя этой болезни -
духовная деградация личности. -Как опытныйврач, Старцев мог бы
поставить себе диагноз: распад личности врезультате утраты
жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизммелочной
действительности, не раз в своих рассказахповторял: «Нет ничего
тоскливее, оскорбительнее пошлостичеловеческого существования».
Высокую оценку Чехову дали не только егосовременники, но и
писатели двадцатого века. Алексей Толстойсказал: «Чехов — это
Пушкин в прозе». И я думаю, что с этимутверждением сложно не
согласиться.
Художественные открытия Чехова, мастерарассказа, поражали его
современников. Лев Толстой дал оченьвысокую оценку Чехову. «Какой
превосходный язык!.. Никто из нас: ниДостоевский, ни Тургенев, ни
Гончаров, ни я не могли бы так писать,» — утверждал Лев Толстой.