ЧЕХОВ

жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней
обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его
многочисленные псевдонимы: Человек без селеэенки, Антоша… Это
мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки,
вызывающий улыбку — и только. И темы его ранних рассказов
просты и неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание,
глупую напыщенность… Но вот тут-то и кроется нечто
неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте — осмысление
знакомых нам центральных проблем русской литературы! Вспомним
«Смерть чиновника». Герой, случайно чихнувший на лысину
начальника, извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведь
это — чеховское преломление темы «маленького человека»! После
острого сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, после
ощущения бесконечной вины перед униженными и оскорбленными
героями Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлой
смертью маленького чиновника. Ибо сострадали — «братьям
меньшим», то есть адресовались — то не к ним.Предметом
интереса и художественного осмысления Чехова становится новый
пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю
жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных
бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства:
она служит лишь фоном для действительно решающих,
экстраординарных событий и свершений. Чехов стремится обратить
внимание читателя на дни и часы ем маленького обывательском
существования, осмыслить их, начать жить осознанно. Таким
образом, героем Чехова становится человек, действующий
заведенно, механически, не познавая жизнь и не осознавая себя в
ней. И вся жизнь этого героя проходит в
ожидании некоего решительного поворота, яркого события.
Но, когда это событие действительно происходит, оказывается, что
человек не может не только действовать — способствовать
благоприятному повороту судьбы или противостоять ее удару; он
не способен даже осмыслить происходящее: неразработанное,
неумелое сознание «буксует»… И в результате жизнь катится
дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который
с полной ясностью докажет, что не состоялся еще один человек,
не сформировалась еще одна личность, еще одна жизнь прошла
впустую… И все его творчество воспринимается именно как
диагноз: ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.

Он писал частную жизнь — именно это стало художественным открытием. Под его пером литература стала зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе одного.конкретного человека. Чеховская Россия состоит из вопросов, из сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из всего этого множества, из совокупности штрихов, начинают проглядывать очертания картины. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы — от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. Художественная манера чехова не назидательна, ему претит пафос проповедника, учителя жизни. Он выступает как свидетель, как бытописатель. В «Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание.

Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в «Вишневом саде» герои оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев.

Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для всей новой драмы ХХ века, — это ситуация ПОРОГА. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек. Система персонажей: герои и их роли каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцен В какой-то момент исповедующийся понимает, что самого главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той социально-исторической роли которую он вынужден играть, — вот драматическая суть «Вишневом сада».

В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах — несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное. Давайте прежде всего всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его роль «центральной» в комедии.

Вот это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному — и купеческой жилки, мужицкой простоты — и тонкой артистической души и стремится уловить и воплотить в образе Лопахина Чехов.

Лопахин — единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план прежде всего потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и теперь сад можно сберечь, лишь переустроив, пересоздав в соответствии с требованиями новой эпохи.

Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых «подходит» ему лишь она, Варя, — значит, должен жениться. И лишь занятость мешает ему заметить ее достоинства. У Вари даже мысли не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на разговорах окружающих о том, что этот брак был бы удачен, на досужих пересудах! Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь — две сквозные, внутренне связанные темы пьесы Спасение сада — в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает прежде всего смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

(И вот еще — важнейшее) Сейчас, близко к новому рубежу веков, в современной смуте конца эпохи, разрушения старом и судорожных попыток создать новое, «Вишневый сад» звучит для нас не так, как звучал еще десять лет назад. Оказалось, что не только рубеж Х1Х-ХХ веков — время действия чеховской комедии; она написана и о безвременье вообще, о том смутном предрассветном часе, который пришелся в на нашу жизнь, определил и наши судьбы.