МОЙ ЧЕХОВ


МОЙ ЧЕХОВ

А.П. Чехов —
замечательный русский писатель, драматург,
строящий свои произведения на таких
жизненных ситуациях, которые содержат в
себе все условия для конфликта и,
следовательно, для активного напряженного
действия. К ним относятся: “Ионыч”, “Крыжовник”,
“Дом с мезонином”, “Дядя Ваня”, “Чайка”,
“Безотцовщина”, “Палата № 6”, “Случай из
практики”, “Черный монах”, “Вишневый сад”
и множество других произведений.
Предметом
изображения в его пьесах является не
действие, развивающееся как конфликт, а
уклонение главных героев от действия. Есть
в миропонимании Чехова среди утверждаемых
им ценностей и еще одно начало,
определяющее выбор постоянного для всех
его пьес места действия. Это — природа, ее
творческая мощь, стихийная и беспредельная,
ее красота и извечная устремленность к
обновлению, к созиданию. Природа у Чехова
как бы напоминает человеку о высшем его
предназначении, о необходимости духовного
обновления, о красоте и счастье
человеческой жизни. И ее поэтическая и
философско-нравственная “партия”, давшая
заглавие пьесе, звучит уже в завязке “Вишневого
сада”.
Пьеса “Вишневый
сад” была написана в 1903 году. Произведение
Чехова явилось как бы ответом на те вопросы,
которые решало общество в то время. Гибель
дворянского гнезда, победа предприимчивого
купца-промышленника над отживающими свой
век Раневской и Гаевым, “борьба лучших
передовых представителей дворянства с
пережитками прошлого, со всем, что мешало
жить” — главные темы пьесы. Прощание новой,
молодой завтрашней России с прошлым,
отживающим, устремленность к завтрашнему
дню России — в этом заключается содержание
“Вишневого сада”.
Россия
прошлого, отживающего в пьесе представлена
в образе Раневской и Гаева. Обоим героям
вишневый сад дорог, дорог как воспоминание
о детстве, молодости, благополучии, легкой
жизни. Они плачут о потере сада, но именно
они и загубили его, отдали под топор. Гаев и
Раневская ничтожны и смешны. Раневская, в
прошлом богатая дворянка, имевшая дачу на
юге Франции, в Ментоне,
обладательница имения, “прекраснее
которого нет ничего на этом свете”. Но
своим непониманием жизни, своей
неприспособленностью к ней, своим
безволием и легкомыслием хозяйка довела
имение до полного разорения, до того, что
предстоит продажа имения с торгов! Лопахин
— предприимчивый купец-промышленник,
предлагает владельцам имения способ
спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь
разбить вишневый сад под дачи. Но хотя
Раневская проливает потоки слез о потере
своего имения, хотя она жить без него не
может, Любовь Андреевна все-таки
отказывается от предложения Лопахина
спасти сад. Продажа или сдача участков
имения в аренду кажутся ей недопустимыми и
оскорбительными. Но проходят торги, на
которых Лопахин сам покупает вишневый сад.
И вот, когда “беда” совершилась, то
оказалось, что никакой драмы
для хозяйки имения и нет.
Раневская
возвращается в Париж к своей нелепой “любви”,
к которой она и без того вернулась бы,
несмотря на все ее слова о невозможности
жить без Родины. Драма с продажей вишневого
сада вовсе не является для его
обладательницы драмой. Это произошло лишь
потому, что у Раневской вовсе нет серьезных
переживаний, она легко может переходить из
состояния озабоченности, беспокойства к
веселому оживлению. Так произошло и на этот
раз. Любовь Андреевна быстро успокоилась и
заявила всем: “Нервы мои лучше, это правда”.
А каков ее
брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо
мельче своей сестры. Недостатки Гаева
доходят до карикатурных размеров.
Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой
любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним
речь. Леонид Андреевич — жалкий аристократ,
проевший свое состояние на леденцах. На
протяжении всей пьесы брат и сестра
переживают душевное потрясение, они “ничего
не видят вокруг себя, ничего не понимают.
Они — паразиты, лишенные силы снова
присосаться к этой жизни”.

В пьесе
развиваются параллельные сюжетные линии:
Яша с Дуняшей, Аня и Петя. Они никак не
могут влиять на развитие основного
конфликта и нужны как бытовой фон,
показывающий разъединенность людей.
“Вишневый
сад” — последнее произведение Антона
Павловича Чехова, завершающее его
творческую биографию, его идейные и
художественные искания. В своих
произведениях писатель резко критиковал
существующий строй, беспощадно выступал
против всего, что мешало жить, говорил о том,
что необходимо перевернуть жизнь, о том, что
человеку необходима полная свобода. И Чехов
еще тогда верил в светлое будущее
человечества.