Русские сочинения - Чехов А.П. - Разное - «Счастье и радость жизни в правде...» А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы.)

«Счастье и радость жизни в правде...» А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы.)


Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать «чужими для всех». Есть что-то
заворажи­вающее и привлекающее в человеке, который способен противопо­ставить себя обществу. Конечно, образы таких людей
со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сна­чала это были романтические герои, натуры
страстные, бунтующие.

Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобо­да — в них самих, в их душе. Позже появляются
произведения ре­алистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотно­шений личности и общества на более
высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от обще­ства; предмет исследования
художников — влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был «чужой для всех...». В чем причина этого? Ответ —
сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс форми­рования личности Онегина. Герой получает типичное для
своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже
русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил «науку страсти нежной», но она
постепенно заменяет в нем способ­ность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет
слова «лицемерить», «казаться», «являться». Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между уме­нием казаться
и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что про­вел свою
жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин — человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и
«вседневные наслаждения». Им овладевает «русская х!
андра», ана­лог английского «сплина», которым болел еще герой поэмы Байро­на Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду,
«томясь душевной пустотой», он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть
ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ниче­го не меняют в его жизни.

«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей» — к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Ко­нечно,
беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на
оди­ночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не
всегда знает зачем. Как результат — полное одиночество героя. Но одинок Оне­гин не только потому, что разочаровался в
свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих
душ.

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь «от делать нечего
друзья». «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя», — под­черкивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а
потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель,
остается лишь «недо­волен сам собой». Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские
представления о чести, которые одер­живают верх над здравым смыслом. Результат — безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онеги­на, — «пародия». Действительно, Евгений заменил истинное на
выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить
ис­креннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в «нежную страсть». Неопытная девушка получает суровую отповедь, а
Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет
размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Лен­ского становится тем переломным
моментом, после которого Оне­гин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность
чувст­вовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками,
в кото­рых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидя­щей у окна сельского дома. Автор расстается со
своим героем в тя­желую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще
воскреснет, а Белинский, к при­меру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на
мой взгляд, не это главное. Гораздо важ­нее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и
то время, которое этот путь определило. Удиви­тельно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как
мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал «чужим для всех» потому, что был выше многих людей, окружав­ших
его, но это, в свою очередь, привело его к тому!
, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредствен­ности, но закрыл свою душу и для искренних
чувств. «Я думал: вольность и покой замена счастью», — признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное
счастье заключается в стремле­нии найти родственную душу.

Трагедия Онегина — это трагедия одинокого человека, но не ро­мантического героя, бегущего от людей, а человека,
которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого вре­мяпрепровождения. А потому роман Пушкина
становится осужде­нием не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.