Русские сочинения - Достоевский Ф.М. - Разное - ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
Творчество Достоевского приходится на 60-е годы XIX века, то есть на период развития капитализма в России, приведшего к обнищанию основной массы населения. Достоевский осмысливает 60-е годы. Особенно ярко это проявилось в изображении Петербурга в романе «Преступление и наказание». В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов. Действие романа разворачивается летом, но мы можем не искать на его страницах ярких красок, присущих этому времени года. В сером Петербурге Достоевского им нет места. Исчезли из поля зрения дворцы, «изукрашенные в зелени» дачи, кружево оград. Перед нами предстает город грязных улочек, дворов-колодцев, огромных, сдающихся в наем домов. Вонь, грязь, духота повсюду царят на улицах. Вонь идет из распивочных, которых особенно много в этой части города. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе, огромное количество мертвецки пьяных, то и дело встречающихся в этой части города, дополняет омерзительную картину. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Но отвратительны не только улицы, переулки, речки. Не менее ужасны и те «клетки», в которых живут герои романа. В душных и тесных комнатах голодают люди, умирают их мечты, а в уме зарождаются преступные мысли. Родион Раскольников живет в каморке «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома», похожей на шкаф или сундук. Здесь в его голове зарождается ужасная теория о том, что существуют просто люди и люди-сверхчеловеки, которым позволено все. Эта теория приводит его к преступлению. Раскольников говорит своей матери, что «квартира много способствовала» тому, что он решился на преступление. Таким образом, Петербург в романе Достоевского — это не только фон, на котором разворачиваются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ жизни ненормальной,
безнравственной. Преступления против человека — обычное явление в городе, так как они по большей части ненаказуемы. Так, безнаказанно господин Лебезятников избивает Катерину Ивановну, статский советник Клопшток нагло обманывает Соню и ничего не платит ей, Алена Ивановна беспрепятственно занимается ростовщичеством, обирает несчастных бедняков, попавших к ней в лапы. Не менее отвратительны образы Свидригайлова и Лужина, людей безнравственных, циничных. Лужин — делец, мерзавец, оклеветавший беззащитную Соню, самовлюбленный тиран, унижающий людей. С нескрываемым отвращением Достоевский рисует образ Свидригайлова, человека, который ради своей прихоти загнал в гроб Марфу Петровну, оскорбил Дунечку. В обществе, где господствуют Лужины и Свидригайловы, все строится на власти денег. «За нищету, — говорит Мармеладов, — даже не палкой выгоняют, а метлой выметают… чтобы оскорбительнее было». «Маленькие люди» становятся жертвами этого бесчеловечного общества, на каждом шагу их подстерегают социальные и материальные «тупики», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность — лейтмотив романа. «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...» — говорит Мармеладов. «Некуда идти» не только Мармеладову, но и его жене Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, беспечной и богатой, жизнью и жалким, нищенским настоящим существованием.
Соня Мармеладова вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, любви к людям, воплощенная в образе Сони, поднимает ее до символа Страдания Человеческого. Именно любовь к людям помогла ей сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.
Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольнико-ва: она соглашается на ту же жертву, что и Соня, во имя любимого брата. «Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» — говорит о ней Раскольников. Среди персонажей, населяющих страницы романа, мы часто встречаем детей. Достоевского неустанно преследует мысль об их судьбах: «неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить. Там нельзя детьми оставаться. Там семилетний развратен и вор».
Петербург, нарисованный Достоевским, бесчеловечен. Реальность и бред, явь и кошмары — все слилось в Петербурге, который Свидригайлов назвал городом полусумасшедших. В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества. Автор показывает, что в душе героя живет мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармонического общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление. Раскольников думает «об устройстве высоких фонтанов и о том, как
бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы полезная для города вещь». Это мечта о городе ином, не душном, о добром, не случайно появляется у Раскольни-кова в то время, когда он идет на преступление, порожденное атмосферой «злого» города, где царят «грязь, вонь и всякая гадость». Мучение «униженных и оскорбленных», задуманное как «психологический отчет одного преступления в романе», стало романом о бесчеловечном обществе, обрекающем миллионы людей на нищету и отчаяние, о преступности и преступлениях этого мира.