Русские сочинения - Лермонтов М.Ю. - Разное - М. Ю. Лермонтов: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова.
«Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении „Пророк“. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем „Пророке“: „С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка...“
Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: „В меня все ближние мои бросали бешено каменья“. „Шумный град“ встречает лермонтовского героя насмешками „самолюбивой“ пошлости, презрением.
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
… Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет на-дежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как „Смерть поэта“ и „Поэт“, „Журналист, читатель и писатель“ и др.
Так стихотворение „Смерть поэта“ стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- за него поэт был сослан на, Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина,' поэт клеймит тех, „кто жадною толпой“ стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они- гонители таланта, сплетники, наушники, „свободы, гения и славы палачи“ стали причиной смерти поэта.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым „Поэт“, эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал „как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных“) забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
Проснешься ль ты опять,
Осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенъя
Из золотых ножон не вырвешь
Свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии.
Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.