Русские сочинения - Платонов А.П. - Котлован - Проблематика и герои произведений А. П. Платонова (на примере одного рассказа). По повести «Котлован»

Проблематика и герои произведений А. П. Платонова (на примере одного рассказа). По повести «Котлован»

Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою правду», «выключать сознание», «переходить изнутри вовне», не оставляя в душе ни единого «личного чувства», «терять ощущение самого себя». В центре его произведений — конфликт между обществом и человеком. Человек оказывается ненужным обществу, отвергается им и вынужден бродить по свету в поисках смысла жизни, переоценивая жизнь. Подобные мотивы мы встречаем и в ранних рассказах Платонова, таких как «Сокровенный человек», сборнике «Епифанские шлюзы». Автор показывает там события гражданской войны с точки зрения их влияния на судьбы людей. В своих произведениях Платонов обращается к традиционному для русской литературы типу маленького человека. Писателя очень волновала тема опасности отрыва умствований от жизни, корыстного развития революционной мысли, способность уйти от запросов действительности. Писатель изображает страшный в своей непритязательности быт, сиротское бесприютное существование людей. Это сиротство — не только фактическое, но и духовное, и оно давит на людей, даже не одаренных особой чувствительностью, как например, Фома Пухов из повести «Сокровенный человек». Также большое место занимает в его творчестве проблема взаимодействия природы и человека.
Осмыслению «вещества существования» посвящена одна из лучших повестей писателя — «Котлован». В ней Платонов говорит о том, что самый большой враг человечества —тайна смысла жизни. Не имея смысла жизни, человек не может жить. Повесть «Котлован» была написана в декабре 1929 — апреле 1930 года и посвящена событиям сплошной коллективизации. И сам период написания повести совпадаете периодом проведения сплошной коллективизации в стране. «Котлован» — драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Революционный вихрь семнадцатого года поднял на дыбы всю Россию, указал ей новый путь, по которому устремились «в солнечный край непочатый» миллионы людей. Но не все спешат идти по общей дороге в светлое будущее. Главный герой «Котлована» Вощев «… почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться...». Не имея истины, Вощев начинает «задумываться среди общего темпа труда» и искать ее. Поиск смысла жизни и единства с природой — традиционные, «старые» темы в русской литературе. Человек, идущий по дороге жизни — фигура тоже не новая. Но в платоновской повести старое сталкивается с новым, рожденным новой эпохой — эпохой социалистического строительства. Пространство, в котором движется герой, это не столько просторы Советского Союза, сколько условное пространство смысла, и его координаты — город, котлован, колхоз имени Генеральной линии — имеют символическое значение.

ральной линии — имеют символическое значение. Здесь, в этих точках бесконечного мира, Вощев пытается обрести истину. И на строительстве котлована, и в колхозе он встречает людей, которые, как кажется на первый взгляд, эту истину нашли. Герой попадает на стройку символического здания светлого будущего, а затем в деревню, где предпринята попытка устроить общий двор из бывших единоличников. По пав на строительство общепролетарского дома, Вощев видит в нем возможность освобождения человека от враждебных обстоятельств, причем как природного характера (т.н. дом призван защитить человека от природных стихий), так и социального, так как общее дело дает человеку возможность составить нерасторжимое единство с коллективом. Однако Вощев замечает, что, углубляя котлован под фундамент здания светлого будущего, землекопы не одухотворяют материю трудом, творя тем самым истину существования, а разрушают природный мир и тратят свою живую плоть на мертвый камень, а человеческая ЖИЗНЬ безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Изможденные непосильной трудовой деятельностью, герои утрачивают способность думать и чувствовать, ощущают себя пустыми. Душевная опустошенность характерна и для рабочих котлована и для крестьян. И потому в конечном итоге герои «Котлована» оказываются не людьми. Об этом говорит Жачев: «Это одна наружная кожа, до людей нам далеко идти». Центральный образ повести — конфликт человеческой природы и социальной идеологии, социальных схем, убивающих человеческую жизнь. Человек становится лишь средством осуществления социальных программ, овеществляется, т.к. значимость его жизни ставится в зависимость от произведенной им вещи. Обесценивание личности проявляется в возможности замены одного человека другим. Таким образом, коллектив рабочих оказывается лишь формальным объединением отчужденных друг от друга людей (каждый находится в своей личной пустоте). Разрушение связей между людьми трагически реализуется в повести через разрушение живой связи между поколениями, связи времен. Разрушение категорий памяти показано Платоновым как трагедия. Маленькая Настя должна забыть свою мать, чтобы иметь возможность жить, а уничтожение прошлого приводит к тому, что человек лишается основ жизни. Платоновские герои устремляются в будущее, «организовать свою жизнь впрок» и потому теряют ощущение значимости реального момента бытия. Настоящее не расценивается героями как жизнь в полном смысле этого слова. Вся символика повести — гробы, образ пустоты, реализует платоновскую идею о нежизненности настоящего. А смерть Насти, как воплощения будущего, демонстрирует тупиковый характер истории. Сам символ котлована вырастает в образ, демонстрирующий губительность происходящих событий, так как в фундаменте дома светлого будущего заложен труп девочки, которая должна была стать первым жителем этого дома.
Финал «Котлована» соотносится с идеей Достоевского, выраженной в романе «Братья Карамазовы»: вся мировая гармония не стоит слезинки ребенка. Лишь похоронив Настю, Вощев обретаетистину, понимая ценность отдельной человеческой личности.

истину, понимая ценность отдельной человеческой личности.