Татьяна и Ольга

Татьяна и Ольга (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
1.Женские образы в романе «Евгении Онегин». 2.Татьяна Ларина — главная героиня произведения. 3.Ольга — фон для развития событий. 4.Роль образа Татьяны в романе.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина мы можем увидеть лишь два ведущих женских образа — сестер Лариных, Татьяны и Ольги. Мать девушек является второстепенным персонажем и упоминается автором лишь несколько раз, для придания повествованию определенной полноты. Старенькая няня, ведущая с Татьяной долгие, содержательные беседы, описана более ярко, но и ее роль является вспомогательной.

Татьяну Ларину можно без преувеличения назвать главной героиней романа «Евгений Онегин». Именно в ее образе автор раскрывает собственные чувства, рассказывает читателю о личных взглядах на жизнь. После выхода романа в свет именно Татьяна стала олицетворением настоящей русской женщины, идеализированной и вместе с тем реальной, легко узнаваемой.

Портрет Татьяны дается Пушкиным в интерьере старого имения ее родителей. Автор описывает ее четкими, тщательно подобранными словами, удачно сконструированными фразами и в небольшом но объему отрывке раскрывает перед нами всю историю жизни героини:

Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей. Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо.

Романтически настроенная, не слишком образованная, но искренняя барышня, выросшая и воспитывавшаяся в деревне, становится совершенно другой, познав чувство неразделенной любви. Ее письмо к Евгению — настоящий крик души, сплетение эмоций, которые так сложно выразить в нескольких строчках.

Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… Т о воля неба: я твоя...

И тем неожиданнее выглядит завершающая сцена романа, в которой Онегин видит изысканную светскую львицу, молодую даму «в малиновом берете».

В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон. Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась, Иль стала вдруг бледна, красна… У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она. Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести.

Казалось бы, ситуация выглядит достаточно банальной: юная, романтически настроенная девушка, «переболев» безответным увлечением, успокоилась и, подчинившись воле родителей и света, вышла замуж за солидного обеспеченного генерала. Но как же это могло произойти? Почему Татьяна, которая воспринимала окружающий ее мир «открытой душой», радовалась наступлению зимы и началу лета, гадала с деревенскими девушками, слушая их незатейливые рассказы, как будто заново родилась, став обыкновенной, богато одетой дамой и войдя в круг высшего света?

Ответ на все эти вопросы можно найти в самом романе, если еще раз прочитать заключительную часть.

наступлению зимы и началу лета, гадала с деревенскими девушками, слушая их незатейливые рассказы, как будто заново родилась, став обыкновенной, богато одетой дамой и войдя в круг высшего света?

Ответ на все эти вопросы можно найти в самом романе, если еще раз прочитать заключительную часть. Татьяна вовсе не забыла о своих чувствах, не выбросила из памяти строки когда-то написанного письма — «Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой; я знаю, ты мне послан Богом, до гроба ты хранитель мой...». Увидев Евгения, Татьяна сохраняет скучающе-великосветский вид, «держит лицо» и остается невозмутимой, но через мгновение бросает на своего солидного супруга «усталый взгляд» и тихо исчезает из зала. Можно сделать уверенный вывод, что наша героиня не любит и никогда не любила своего мужа, возможно, потому, что все еще тоскует по Онегину. Подтверждение данному выводу можно найти в следующих строках, описывающих разговор Татьяны и Евгения:

А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей… Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Здесь перед нами снова раскрываются исконно русские, патриархальные взгляды Татьяны. Ей не нужны светские развлечения, она быстро пресытилась роскошью и общением с богатыми, но пустыми людьми. И она категорически отвергает даже мысль о том, что обычная «любовная интрижка» с Евгением для нее теперь вполне возможна — подобные отношения не осуждались высшим обществом. Для Татьяны превыше всего семья, домашний очаг, верность супруту, пусть и нелюбимому, но вполне порядочному и доброму человеку.

Ольга, в отличие от Татьяны, показана автором не столь ярко, жизненно и разнопланово. Не случайно Евгений Онегин, беседуя с Владимиром Ленским, уверенно утверждает: «В чертах у Ольги жизни нет… /Кругла, красна лицом она, /Как эта глупая луна...».

В отличие от своей сестры, чувственной, эмоциональной, порывистой, Ольга принимает жизнь такой, какая она есть, и удовлетворяется этим. Она не испытывает настоящей любви и не ждет каких-то особенных чувств, не понимает переживаний окружающих ее людей. Душевные терзания, любовные письма, расставания и встречи — все это ей неведомо. Именно поэтому автор почти не обращает на нее внимания, лишь упомянув вскользь, что Ольга вышла замуж за какого-то безымянного заезжего улана. Можно сделать вывод о том, что в отличие от Татьяны ее сестра сможет насладиться счастьем «обыкновенной» семейной жизни, найдя в ней собственное предназначение.

Образ Татьяны особенно ярко и многогранно выглядит на фоне характеристики ее сестры Ольги — бесцветной, обыкновенной, духовно бедной девушки. Не случайно Татьяну называют пушкинским идеалом русскойженщины: пройдя испытание неразделенной любовью, она сумела не потерять себя, найти свое место в жизни и избежать соблазнов.

женщины: пройдя испытание неразделенной любовью, она сумела не потерять себя, найти свое место в жизни и избежать соблазнов.