Русские сочинения - Распутин В.Г. - Живи и помни - названия одного из произведений русской литературы XX века.

названия одного из произведений русской литературы XX века.

названия одного из произведений русской литературы XX века.

Всё хорошо… Всё спокойно… Миф о полном умиротворении разрушается, как только мои глаза невольно останавливаются на
второй полке бабушкиного стилажа. Несомненно, мне мешает заснуть красная книга, недавно очутившаяся среди старых,
зачитанных “многотомников” Пушкина, Лермонтова, Толстого… Странно то, что мне вовсе не интересует, откуда она взялась.
Напротив, тревожит моё усталое сознание совсем другой вопрос: “ Почему В. Распутин обрёк её на название
“ живи и помни? ” Это заглавие не может оставить себя без моего внимания. “ Живи и помни “ – здесь таится какой – то
сокровенный, жизненно важный смысл. Кому и зачем были предназначены эти слова? Не знаю. Потому и сажусь я возле окна,
беру в руки “ Живи и помни “ Распутина и забываюсь на долгие часы в страницах этой повести…
Её главный герой, Андрей Гуськов, до войны был славным, работящим парнем, послушным сыном, надёжным мужем. На фронт
он отправлен в сорок первом году. “ Поперёк других не лез, но и за чужие спины не прятался “, — говорит о нём автор. Не
из числа робких был Андрей – воевал три года исправно. Правда, умирать ему не хотелось. А еще присутствовало огромное
желание повидать родных, встретиться с любимой женой Настеной. И вышло так, что после тяжелого ранения в грудь он
попадает в новосибирский госпиталь, от которого до дома “рукой подать”. Но комиссия не дает ему даже короткого отпуска –
определяет сразу на фронт. Тогда-то и принимает солдат опрометчивое решение – пробует “рвануть” без позволения
начальства в самовольную отлучку домой. Лишь увязнув в медлительных военных поездах, осознал Андрей, что “дело пахнет”
гауптвахтой за “самоволку”, а трибуналом за дезертирство. Будь поезд побыстрее, вернулся бы он вовремя. И ведь не за
“шкуру он трясся”, а хотел повидать родных – может!
быть в последний раз.
Чем же обернулся его поступок, ставший выбором всей жизни? И вообще, было ли у него право на исполнение такого,
пусть даже самого скромного, желания – повидать жену? Нет. А Андрей забыл о том, что нельзя устроить себе счастье в
особицу общей судьбе народа.
Вся же его тяжелая душевная ноша “легла” на Настену. Автор замечает:”…в обычае русской бабы устраивать свою жизнь
лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет”. И она терпит. Когда объявляется беглец, она даже вину мужа принимает на
себя. “Без вины, а повинна”, — говорит Распутин. Настена “взяла” крест Андрея, который пока еще смутно понимает, чем
обернется его решение вернуться домой. Но за этот проступок он будет злостно наказан судьбой. И вскоре начинают
прослеживаться ужасные последствия отступничества, прежде всего для самого человека. Происходит неминуемый распад,
утрата личности. И кара человека в нем самом.
Научился Андрей от бродившего возле избушки зверя выть по-волчьи и со злорадной мстительностью думал: ”Пригодится
добрых людей пугать”. Приспособился красть рыбу из чужих лунок и не от крайней нужды, а из желания досадить тем, кто, не
в пример ему, живет открыто, не прячась, не боясь. Затем подходит к чужой деревне и убивает теленка, так и не поняв, что
сделал это не только ради мяса, а и в угоду какой-то своей прихоти, поселившейся в нем прочно и властно. Так нарушаются
связи с тем, что дорого и свято каждому, с людьми, с природой, в уважением у чужому труду и имуществу.
Не Андрей проверку на человечность, распадается его душа, а Настена превращается в загнанное существо. Стыд, не
проходящий и жалящий, “иссушает” ее совестливую натуру. Двойная жизнь шаг за шагом отбирает самые простые и нужные
радости.
Уже нет сердечности, простоты и доверительности в общении с подругами, она не может теперь ни говорить, ни плакать,
ни петь вместе с людьми. Они по привычке принимают ее за свою, а она им уже чужая, посторонняя. Нет радости от любви, от
материнства, которого так ждала, от Победы. К Великому празднику Победы “никакого отношения не имеет. Самый последний
человек имеет, а она нет”. Ребенок тоже обернулся трагедией. Какая участь ждет его? Как объяснить людям его появление?
И не избавиться ли от него? Выходит, что и любовь-то выпала Настене краденая, краденое материнство, краденая жизнь.
“Сладко жить, страшно жить, стыдно жить”, — замечает Распутин. Усталое отчаяние затягивает Настену в стремительный
водоворот. И в одну из ночей, когда ей не удалось переплыть к Андрею, потому что насторожившиеся ее беременностью
односельчане стали приглядывать за ней, она, заслышав невдалеке погоню, усталая, истерзанная, бросается в воду, не
спасая Андрея, а ставя точку над своей долей.
Чиста перед миром и людьми Настена, уходящая в воды Ангары. Своей способностью на жертву, принятием на себя,
неповинную, вины мужа, она воплощает истинные ценности. Даже страшный цивилизованный мир не сломал ее, не озлобил
нисколько. А вот Андрей не выдержал испытаний жизни. Рушатся его моральные устои. И нет теперь его бегству оправдания,
которое он видел в будущем ребенке. Он думал, что народившаяся жизнь заменит загубленную, избавит его от мучительных
уколов совести за бесполезно сгоревшее существование.
Смертью жены и не родившегося ребенка, тех, кто был Андрею дорог, чем объяснял он, оправдывал свое дезертирство,
карает автор героя: “Живи и помни. Живи и помни!”
Бывает наказание смертью, а бывает – жизнью. Так вот Андрей вынужден жить. Но жить пустым, загнанным, озверевшим.
Любая смерть лучше такой жизни. А вина Андрея в том, что он в тяжелое время “отбился” от народа, людей. И Распутин
жестоко наказывает его за это: “Живи и помни.” Живи и помни!” – обращается писатель к своему читателю, дабы помнили мы о
том, что нельзя прожить врозь от народной судьбы.