Русские сочинения - Шолохов М.А. - Судьба человека - «Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей»

«Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей»

«Судьба человека» М.А.Шолохов
«Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей»
(Геродот)
Имя Михаила Александровича Шолохова Известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 века. Во время ВОВ перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет обдумывал писатель замысел произведения, события тем временем уходили в прошлое, а потребность высказаться всё увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпогея «Судьба человека». Уже само название рассказа производит огромное впечатление на читателя, так как слово «судьба» в то время было нежелательным из-за того, что оно пропитано мистицизмом и указывало на предначертанность человеческой жизни, на власть роковых обстоятельств над людьми. Это рассказ о великой стойкости и огромных страданиях простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены с любовью черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду.
Итак, автор рисует перед читателем картину «первой послевоенной весны», символизирующей собой расцвет жизни; наиболее полно это иллюстрирует торжество природы («Подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны … от воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли»). При этом можно сравнить последние слова («… аромат недавно освободившейся из-под снега земли») с освобождением русской земли от фашистского гнета.
Но вернёмся к рассказу. Далее автор знакомит нас с двумя товарищами, которые направляются в станицу Букановскую. Когда один из друзей переправляется через речку Гланку, то он встречает старого вояку-шофёра. На этом заканчивается первая часть рассказа, то есть подготовка автором читателя к личной истории Андрея Соколова; за два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость повествования лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких тяжёлых испытаний и страшных потерь (погибла вся его семья), что кажется невозможно человеку вынести столько горя, свалившегося на него и не сломиться, не пасть духом.
А что же читатель узнаёт из первых строк об этом человеке: «Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту- лет пяти- шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском…».
Особое внимание автор обращает на глаза Соколова: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что- то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Плавно автор переносит нас в прошлое главного героя, в котором мы узнаём о его счастливой довоенной семейной жизни: жена- «смирная, весёлая, угодливая, умница…» и, как признаётся Андрей Соколов: «… не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и нет…», а дети- радовали: «все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали…»
До войны жизнь Андрея Соколова лишена каких-то подвигов и свершений; зато она пронизана обычным человеческим счастьем: жена, дети, дом, работа- ценности, воспитавшие в герое чувство ответственности за тех, кто находится рядом.
Всё, казалось бы, хорошо и жизнь славно идёт своим чередом, но всё же огромной чёрной полосой проходит в рассказе героя война. При этом наиболее драматичной сценой является сцена прощания Андрея, уходящего на фронт, с домом и семьёй «… Провожали меня все четверо: Ирина, Анатолий, дочери Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом…», «- Скажи хоть слово на прощание. «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: — Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… на этом свете…». Оттолкнул я её легонько в плечи и кричу ей: — Да разве так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!», «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!»
Война сломала все надежды и мечты. Главный герой уходит на фронт, где проявляет настоящие мужские качества. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала.». Менее года служил Андрей Соколов, а уже был дважды легко ранен, но это не остановило его: в мае 1942 года он проявляет недюжую отвагу, когда пытается доставить боеприпасы для гаубичной батареи. На этот раз удача отвернулась от героя – его машина подорвана снарядом, сам он без сознания, а когда приходит в чувство, то с удивлением обнаруживает, что он уже в плену у фашистов.
Таким образом, Соколов попал в план. Ему пришлось испытать нечеловеческие физические и духовные муки, тяготы, терзания («… До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору.»). Два года герой испытывал на себе ужасы фашистского плена. Особое место в романе занимает эпизод в церкви, ставшей тюрьмой для пленников в первую ночь. Образ полуразрушенного храма, рисуемый Шолоховым, ёмко отражает степень разрушений, принесённый двадцатым веком на русскую землю. Здесь читатель встречает четырёх героев, олицетворяющих собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крыжнева, пытающегося купить себе жизнь, выдав своего командира и самого взводного, безропотно ждущего своей участи, истово верующего солдата-христианина, ставшего невольно причиной гибели ещё четырёх человек. Этим трём героям противопоставляется четвёртый- военврач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, пытаясь облегчить хоть немного страдания пленных («… и он дальше пошёл в темноте. Потихоньку спрашивает: «- Раненые есть?». Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал.»).
Действия Соколова в данной ситуации очевидны- он убивает предателя и спасает жизнь взводному. Крыжнев- первый, кого убил главный герой, ему сложно понять причину своего поступка, а единственным верным оправданием является то, что в момент, когда для спасения необходимо быть с другими заодно, Крыжнев противопоставляет себя всем, обрекая себя тем самым на гибель.
Соколов терпеливо сносил удары судьбы и сам наносил ответные, проявляя таким образом редкую стойкость, уверенность в своих силах. Но главное, что помогало выжить Андрею в столь тяжелых для него условиях – это мысли о родной семье, о доме, о том, что он вернется и будет снова жить по-прежнему. Герой не сломлен и пытается бежать из Познанского лагеря военнопленных, куда Соколова вскоре переводят. Побег оказывается неудачным, Андрея ловят («Голого, всего в крови привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живот … живой я остался»). В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили сто сорок два человека, включая главного героя, в лагерь Б-14, недалеко до Дрездена. Вскоре от ста сорока двух человек осталось лишь пятьдесят семь из-за огромной нормы выработки «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит…» говорит рассердившийся Соколов в своём эшелоне и «какой-то подлец» донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова. Именно после этого доноса состоится психологический поединок между Соколовым и лагерфюррером Мюллером; здесь с большой наглядностью, раскрывается чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка. Все эти качества сильно удивляют коменданта концлагеря, создается впечатление, что Мюллер даже завидует Соколову. Главный герой выходит из поединка сохранив достоинство русского человека, с честью, не умоляя врага о пощаде, но и не задирает его безрассудно. Можно провести параллель между пиром немцев по поводу взятия Сталинграда и нравственной победой Соколова. Выводом является то, что емкий образ Соколова, вместившего в себя весь русский народ, одерживает победу.
«В 1944 году своротили Германии скулу набок, и фашисты перестали пленными брезговать». Именно по этой причине Соколов становится шофером у немецкого инженера, заведующего постройками укреплений («Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и обратно, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против наших. И тут я спать окончательно разучился: ночи напролет думал, как бы мне к своим на Родину сбежать…»). Соколов придумывает хитроумный план побега и в один прекрасный момент он видит, что ждать больше нельзя ни минуты, выполнив свою задумку, Соколов преодолевает границу боев вместе с немецкими инженерами, находящимися без сознания. При этом возникает интересная сцена, когда молодой солдат не признает Соколова за своего.
Вскоре главный герой узнает о смерти жены и дочерей, а оставшийся в живых Анатолий отправился добровольцем на фронт. Андрей винит себя в смерти близких ему людей, не учитывая при этом власти над ним «слепого рока». Все, что строилось в течение многих лет рухнуло для него в один миг.
После убийства сына Андрея немецким снайпером, совершенно одинокий он едет в Урюпинск к другу и там обустраивается. Главный герой ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем. Не смотря на своё горе Соколов приобретает сам и дарует счастье маленькому мальчику Ванюшке, усыновляя его.
С этого момента читатель понимает, что воссоединились две половинки, две одинокие души. На этом повествование главного героя постепенно заканчивается и начинается третья часть рассказа – завершение автором своего произведения.
Мальчик – сирота, которого приютил у себя Андрей Соколов, не просто заменяет ему сына, а становится единственным смыслом его искалеченной жизни. Обрамляет рассказ символическая картина пути, по которому идут отец и сын к своему будущему дому, — и каждый из этих образов говорит о вечности жизни. Пока жива в человеке способность любить – народ бессмертен!
Глубокой, светлой верой проникнут рассказ М.А.Шолохова, писатель осознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой советский народ смог обеспечить будущее всего человечества. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.