Русские сочинения - Тургенев И.С. - Отцы и дети - ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ И ПАВЕЛ КИРСАНОВ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”

ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ И ПАВЕЛ КИРСАНОВ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”


ЕВГЕНИЙ
БАЗАРОВ И ПАВЕЛ КИРСАНОВ В РОМАНЕ И.С.
ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”

В романе “Отцы
и дети” И.С. Тургенева сталкиваются
представители разных характеров, Павел
Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Оба
они совершенно противоположные по идеям и
устремлениям люди: каждый из них
воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет
свои взгляды на жизнь.
При первой
же встрече будущие враги почувствовали
неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был
поражен высокомерием молодого человека,
его внешностью, красными руками. Вскоре и
без того напряженная обстановка еще более
накалилась, и между Базаровым и Павлом
Петровичем завязывается спор. В нем
раскрываются идейные позиции этих людей.
Павел
Петрович, который “ждал только предлога,
чтобы накинуться на врага”, неправильно
понимает высказывание Базарова об
аристократах. Он расценивает слова “дрянь
и аристократиш-ка” как нанесенное
аристократам оскорбления и яростно
начинает отстаивать их права. По словам
Кирсанова, в аристократе развито чувство
собственного достоинства и уважения к себе.
Сам он во всем старается подражать
английским аристократам: модно одевается,
от него всегда пахнет одеколоном.
Базаров,
сразу заметивший несоответствие одежды,
благородных манер Павла Петровича с жизнью
в деревне, говорит: “… вы вот уважаете себя
и сидите сложа руки; какая же от этого
польза общественному благу? Вы бы не
уважали себя и то же бы делали”.
На это
противник Базарова ничего не может сказать,
а только бледнеет, что доказывает его
полное поражение в этом вопросе.
Вновь
собравшись с силами, Павел Петрович
продолжает упрямо настаивать на своем и
начинает спор о принципах. Он говорит: “… аристократизм
— принсип, а без принсипов жить в наше время
могут одни безнравственные или пустые люди...”,
на что Базаров
замечает: “Аристократизм, либерализм,
прогресс, принципы… подумаешь, сколько
иностранных и… бесполезных слов! Русскому
человеку они даром не нужны”. Но не только
иностранные слова отрицает Базаров, он
отрицает все, даже основы общественного
строя.
Когда речь
заходит о русском народе, Павел Петрович,
хотя сам очень далек от него, пытается
показать, что Базаров не знает народ, что
русский народ не изменился в течение веков:
“Нет, русский народ не такой, каким вы его
воображаете. Он свято чтит предания, он —
патриархальный, он не может жить без веры...”
Насколько Павел Петрович пытается
приукрасить народ и встать на его сторону,
настолько Евгений Базаров презирает его за
невежество, но в то же время и любит. “Мой
дед землю пахал”, — говорит Евгений.
Базаров, в
отличие от Павла Петровича, — нигилист. В
своем споре с Кирсановым он как бы дает
определение нигилизму: “Мы… решились ни за
что не приниматься… И ругаться… И это
называется нигилизмом”. Тургенев
определил значение этого слова так: “И если
он называется нигилистом,
то надо читать: революционером!”
Павел
Петрович и Базаров — совершенно различные
по взглядам люди: один — идеалист, другой —
материалист; один — либерал и романтик,
другой — демократ и реалист. Их
столкновение в романе вполне логично
завершается дуэлью.

Различие
идейных позиций настолько велико, что они
становятся непримиримыми врагами.
Базаров,
про которого Тургенев говорит: “Он честен,
правдив и демократ до конца ногтей”, и
Павел Петрович Кирсанов, который является
представителем “лишних людей”, никогда не
смогут друг друга понять, потому что они —
люди различных поколений, у них
противоположные взгляды на жизнь.