Русские сочинения - Тургенев И.С. - Отцы и дети - ВЛИЯНИЕ ТУРГЕНЕВА НА СОВРЕМЕННИКОВ И ЕГО МЕСТО В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

ВЛИЯНИЕ ТУРГЕНЕВА НА СОВРЕМЕННИКОВ И ЕГО МЕСТО В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

ВЛИЯНИЕТУРГЕНЕВА НА СОВРЕМЕННИКОВ И ЕГО МЕСТО ВРУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Тургенев был характерным представителемклассической рус­ской литературы, котораявсегда ставила перед собой социальныезадачи, играла важную общественную роль. Онпо праву гордился своими “Запискамиохотника”, которые способствовалиосвобожде­нию крепостных крестьян. Егосоциально-психологические романыоказывали сильное влияние на российскуюобщественную мысль, ибо писатель, по словамДобролюбова, “быстро угадывал новые по­требности,новые идеи <...> и в своих произведенияхобращал вни­мание на вопрос, стоявший наочереди и уже смутно начинавший волноватьобщество”. Когда начинающие литераторыобращались к Тургеневу за советами, онникогда не открывал им профессиональ­ные “секреты”своего мастерства, а серьезно говорил: “Выдолжны себя делать, человека из себя делать”.

Творчеству Тургенева свойственны глубокийпсихологизм, изя­щество и музыкальностьязыка и стиля, его женские образы очаро­вательныи подкупают своим обаянием. Его лиризм, верав лич­ность, человеческий разумобусловлены тем, что он был особенно тесносвязан с наследием русского и западногоромантизма и сло­жился как писатель в эпохупозднего романтизма 40-х годов. В то времяпреобладал особый тип “идеалиста”, блестящеобразованного и талантливого, активностькоторого в условиях невозможностипрактической и общественной деятельностиограничивалась пылки­ми речами и страстнойполемикой в распространенных тогда круж­ках.В своих ранних произведениях “ГамлетЩигровского уезда” и “Дневник лишнегочеловека” Тургенев дал блестящую сатиру на

это поколение и на всю эпоху 40-х годов,однако недостатком этих повестей было то,что они носили характер памфлета, в них ещене было художественной оценки эпохи. Этотнедостаток Тургенев пре­одолел позже, вроманах “Рудин” и “Отцы и дети”, в которыхон не только показал развитие историческихэпох и смену типа рус­ского общественногодеятеля, но и засвидетельствовал перед чита­телемсвои несомненные художественные дарования.

Роман “Отцы и дети” читали во всех слояхобщества — от рево­люционно настроенноймолодежи до правительственной верхушки икрайних реакционеров. “Отцы и дети”оказались в центре лите­ратурной иобщественной жизни 60-80-х годов XIX века.Ожесто­ченные споры вокруг романа велисьне только в критике. В романе Чернышевского“Что делать?” и романе Достоевского “Бесы”много скрытой и явной полемики с Тургеневым.Чернышевский никак не мог согласиться сТургеневым в оценке “нового челове­ка”,трагическую противоречивость которого такубедительно пока­зал Тургенев. ПарадоксБазарова в том, что революционность еговзглядов и жажда преобразования мирауживаются с позитивист­скиммиросозерцанием буржуазного ученого-просветителя.Зная об отрицательном отношении к романуТургенева революционной мо­лодежи (возрастэтой молодежи был от 20 до 25 лет), Чернышев­скийвоспел “детей”, вопреки лозунгу Тургенева“Ни отцы, ни дети”. Достоевский нарисовалзлую карикатуру на Тургенева, кото­рый в “Бесах”фигурирует под фамилией Кармазинов изаискивает перед радикально настроеннойреволюционной молодежью. Степан Трофимовичговорит о романе: “У него Базаров — этокакое-то фиктивное лицо, не существующеевовсе”. Сам факт, что роман вы­звал такиепротиворечивые оценки, говорит о том, чтоТургенев, в произведении которогосовершенно отсутствуют элементы социаль­нойсатиры и памфлета, сумел всех задеть заживое, пользуясь лишь методом “художественного воспроизведения”. Суть этого ме­тодаТургенев выразил так: “Художественноевоспроизведение — если оно удалось — злеесамой злой сатиры”.

Тип социально-психологического романа,созданный Тургене­вым, оказал огромноевлияние на развитие общественной и литера­турнойжизни. Его “художественныевоспроизведения” были на­столько точными,что им не только верили,но даже подражали. Писатель по правуговорил о своем Базарове: “Образ вышел дотого определенный, что немедленно вступил вжизнь и пошел действо­вать”. ЖурналистАлексей Суворин так отозвался о влиянииТурге­нева на современное общество: “Онсоздавал образы мужчин и жен­щин, которыеоставались образцами. <...> Он придумывалпокрой, он придумывал душу, и по этимобразцам многие россияне одева­лись”.Однако здесь перед нами явная недооценка,ибо невозможно подражать тому, чтонадуманно и искусственно.Образам Тургенева подражали в силу ихвнутренней убедительности. Именно поэтомуроманы Тургенева продолжают интересоватьне только исследовате­лей литературыпрошлого, но и остаются на книжной полкесовре­менных русских читателей.