Русские сочинения - Тургенев И.С. - Отцы и дети - Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. В большей степени они известны, благодаря созданным писателем очаровательным женским образам. «Тургеневская женщина» — это некое особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. «Тургеневским женщинам» присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. В романе «Отцы и дети» представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Первое же появление Фенечки в романе оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного. Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приез¬да. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здо¬рова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Ни¬колай Петрович совершил поступок, казалось бы, благород¬ный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Арка¬дию: «Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были две неболь¬шие комнатки. Впрочем, это все можно переменить». Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко. Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и пока¬зать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: «И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?» Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: «Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая вниматель¬ность». Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенеч¬ки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к «тургеневским женщинам».

Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ проходной и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной. «Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос». И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: «… что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно». Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку: увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разго¬воре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.

Историей любви главного героя к Одинцовой автор опровергает взгляды героя, считавшего, что мир чувств – это не что иное, как проявление слабости. Однако с того момента, как Базаров встречает Одинцову, судьба его приобретает трагический оборот.

Благодаря женским образам в романе, истории любви к Одинцовой, мы видимчто Базаров – не такая цельная натура, как казалось в первой части произведения. Евгения покоряет ум и достоинство Одинцовой, ее холодная красота. Образ Одинцовой именно за тем введен в повествование, чтобы раскрыть характер главного героя во всей его неоднозначности. Объяснение с Одинцовой является как бы кульминационной точкой романа. После этой сцены начинается медленный путь героя к трагической развязке. Только перед самой смертью в душе Базарова происходит примирение с самим собой, он смягчается, открывается для любви, чего не произошло бы до встречи с Одинцовой.

Трудно однозначно ответить на вопрос: как сам автор относится к Одинцовой? Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной («Баба с мозгом», — по словам Базарова), но сам писатель вряд ли очарован подобным характером.

«Тургеневские женщины» — это безусловно сильные духом женщины. Пожалуй, они гораздо более стойкие, чем окружающие их мужчины. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Так, любимая женщина Базарова Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого.