Биографии русскиx писателей - Белый А. - Вариант 3

Вариант 3

    Андрей Белый (1880-1934) — один из ярчайших художников-новаторов Серебряного века — современному читателю известен более как прозаик, нежели как поэт. Его роман «Петербург» (1913-1914) – непревзойденная вершина этого жанра. Впрочем, провести строгую грань между прозой и поэзией Белого невозможно: его романы, эссе, мемуары, «арабески» написаны прозой лирической и причудливо ритмизованной.    Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый – псевдоним) родился в семье известного математика и философа. Детство прошло в атмосфере психологического конфликта меж отцовским и материнским воздействием – семейная драма затем отразилась в творчестве Белого. Окончил физико-математический факультет Московского университета, естественное отделение.    Начал творческий путь с создания прозаических «симфоний», строя повествование по законам музыкальной композиции, — они были сочувственно встречены в символистском кругу. Первый сборник стихов и лирической прозы Андрея Белого «Золото в лазури» (1904) стал итогом раннего творчества художника: здесь он стремится от обыденности к мистическому идеалу, не гнушаясь при этом сказочно-гротескных стилизаций и острых зарисовок современной городской жизни. В поэтическом сборнике «Пепел» (1909), посвященном памяти Некрасова и продолжающем некрасовскую традицию, отчетливо виден сдвиг Белого к фольклорным образам и ритмам, к стилистике земного и народного. Социальная проблематика и глубокое сочувствие трагическому положению России преломляются в этих стихах сквозь «магический кристалл» авторской индивидуальности. Стихи же, вошедшие в сборник «Урна»(1909), ориентированы на философскую лирику Пушкина, Баратынского, Тютчева. Андрей Белый был талантливым критиком и стиховедом: его философские, эстетические, культурологические работы вошли в книги «Символизм»(1910) и «Арабески»(1911). Он приветствовал Октябрьскую революцию, видя в ней очистительную силу и «Святое безумие», противостоящее мещанской умеренности. В 1918 году написал поэму «Христос воскрес», созвучную «Двенадцати» Блока. Образ Андрея Белого, воссозданный в разных заметках и мемуарах его современников, вошел в историю русской литературы как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска и житейской неприспособленности. «Странным, гениальным» назвал этого человека Блок. Поэтический и прозаический опыт Белого оказал мощное влияние на его современников – Цветаеву, Маяковского, Есенина – и на дальнейшие пути русской лирики XX века.