Биографии русскиx писателей - Даль В.И. - Вариант 4

Вариант 4

    Даль Владимир Иванович      (1801-1872)     русский писатель, лексикограф и этнограф    Владимир Даль родился в небольшом казачьем городке Лугань, где его отец служил врачом. По национальности он был датчанином, а мать Даля происходила из немецкой семьи. Она дала сыну прекрасное домашнее образование, благодаря которому юноша смог поступить в петербургский Морской кадетский корпус. Во время учебного плавания Даль посетил Данию, другие европейские страны и, таким образом, осуществил давнюю мечту побывать на родине своих предков.    после окончания учебы, в 1824 году, молодого офицера направили служить в Кронштадт.Однако Владимир не захотел связывать свою жизнь с флотом: к этому времени у него появились новые интересы. Прослужив всего полтора года, он вышел в отставку и поступил на медецинский факультет Дерптского университета.    Учеба в университете открыла перед молодым человеком новые возможности. В это время он познакомился с известными русскими писателями Н.Языковым и В.Жуковским. Жуковский был первым, кто заметил литературный талант будущего врача, и предложил ему опубликовать то, что он уже написал.    Закончив университет, Даль поступил военным врачом в действующую армию, где стал работать под руководством знаменитого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Несмотря на тяготы военной жизни, интерес к литературе у него не пропал, только получил другое направление.    В армии Даль начинает записывать отдельные фразы, слова, обращает внимание на особенности речи окружающих его людей. Позже эти записи станут основной для «Словаря живого великорусского языка».    Когда война с Турцией закончилась, Даль продолжил службу хирургом в Петербургском военном госпитале, но все свое свободное время посвящал литературным занятиям. С 1830 года в журналах регулярно появляются его произведения, а в 1832 году выходит первая книга Владимира Даля — сборник русских сказок, подписанный псевдонимом «Казак Луганский».    Однако первое же крупное произведение Даля вызвало недовольство властей, тираж книги был изьят и уничтожен, поскольку в тексте сказок цензура усмотрела критику правительства. Зато молодой писатель получил поддержку и признание в литературных кругах. Известно, что эту книгу высоко оценил А.С.Пушкин, с которым Даль вскоре подружился.    В 183 году Даль женился и тут же отправился к новому месту службы — в Оренбург. Здесь он не только попал в новую для себя среду уральской провинциальной жизни, но и открыл массу интересного, пока никем не изученного материала: новые пословицы, поговорки, сказки. Наряду с этим занятием, Даль также продолжал пополнять картотеку задуманного им Словаря.    Осенью 1833 года в Оренбург приехал А.С.Пушкин собирать материал для книги о пугачевском восстании. Для Даля это был настоящий праздник. Он с радостью предложил Пушкину свои услуги и сопровождал его в поездке по пугачевским местам. За это время они узнали друг друга и подружились еще больше. Поэтому Даль испытал настоящую трагедию, когда ему сообщили о ранении Пушкина. В это время он уже находился в Петербурге, куда вернулся в конце 1836 года. Даль сразу же поехал на квартиру умирающего поэта и все эти дни неотлучно дежурил возле его постели. Впоследствии Даль напишет записки о своих встречах и совместных путешествиях с Пушкиным.    После смерти Пушкина Даль возвращается в Оренбург, но на этот раз живет он там недолго. В 1839 году его постигает новое горе — внезапно умирает жена. Поэтому Даль снова отправляется в действующую армию хирургом и участвует в известном походе русской армии в Туркестан.    В 1841 году Даль выходит в отставку, женится вторым браком и переезжает в Петербург. Теперь он большую часть времени посвящает своим занятиям литературой и историей. Этому способствует даже его новая работа в Министерстве внутренних дел, благодаря которой он получил возможность собирать памятники фольклора.    Работая в Министерстве, Даль сумел организовать работу по исследованию жизни и быта представителей различных религиозных сект. На основании полученного материала он подготовил книгу «Исследование скопческой ереси», но вышла она всего в нескольких экземплярах, поскольку цензура запретила издание. В это же время Даль наконец начинает публиковать собранные им ранее материалы под общим названием «Русский словарь», а также написанные в разное время рассказы, повести и литературные сказки. Позже он объединил их в книгу «Картины русского быта».    Жизненные обстоятельства то и дело заставляют Даля менять место жительства. Какое-то время он живет в Нижнем Новгороде и работает управляющим Нижегородской удельной конторой. За всеми своими занятиями Даль не забывает и медицинскую практику, которой отдает много времени. И также продолжает ездить, на этот раз по селам Нижегородской губернии, где наблюдает жизнь людей, слушает их песни, сказки, рассказы, подмечает особенности местной речи и собирает материалы для своего Словаря. Свои записи народных песен Даль передает для публикации братьям Киреевским, а сказки — А.Н.Афанасьеву.    Уже в преклонном возрасте, в 1859 году, Даль наконец устроился на одном месте. Он переехал в Москву и поселился в собственном доме на Красной Пресне. Тогда же он вышел в окончательную отставку. Теперь Даль все свое время посвящает работе над «Толковым словарем живого великорусского языка». В 1861 году вышел первый том этого уникального издания.    Словарь был восторженно встречен русскими ученными и писателями. Он стал событием в истории русской науки и культуры. Такая оценка этого труда была вполне заслуженной: ведь Даль собрал более 200000 слов, причем каждое из них проиллюстрировал пословицей, поговоркой, дал примеры языковых оборотов, в которых эти слова чаще всего употребляются. Достаточно сказать, что в настоящее время такой работой занимаются целые научные институты.    Издание Словаря принесло Владимиру Ивановичу Далю славу и признание. По инициативе известного филолога академика Я.К.Грота его избирают почетным членом Российской Академии наук.    Собранного материала оказалось так много, что Даль до конца своей жизни продолжал выпускать сборники «Пословицы русского народа» и печатать циклы статей о народных поверьях и суевериях. Позже он объединил их в книгу, которую до настоящего времени так и не сумели переиздать.