Биографии русскиx писателей - Фет А.А. - Вариант 4

Вариант 4

    Биография Фета А.А. (1820-1892)     Странным было рождение будущего поэта.      При рождении он носил фамилию Шеншин,     фамилию своего отца дворянина Шеншина.      Отец, Афанасий Неофитович, увез из Германии     молодую замужнюю женщину Шарлотту-Елизавету Фёт. Он страстно     влюбился в нее и добился согласия увезти ее в Россию. Она была     беременна, но до сих пор неясно, был ли Афанасий Неофитович     родным отцом?          В ноябре 1820 г. в имении Новоселки Орловской губернии     родился мальчик, крещенный Афанасием Шеншиным. Родители не     состояли в церковном браке, и только через четырнадцать лет обнаружилась     незаконность записи, и дворянин Афанасий Афанасьевич     Шеншин стал разночинцем Афанасием Фетом. Это был страшный     удар по самолюбию подростка. Он долго не мог смириться с потерей     дворянского сословия. Этот факт, на первый взгляд, не такой уж     страшный для молодого человека, оказался сопутствующим в формировании     характера, отягченного комплексом неполноценности.      На протяжении долгих лет он добивался получения дворянства.      Отец был человеком суровым, а мать — застенчивой и доброй, и кто     знает, из каких составляющих складывался характер будущего поэта.      Суровый характер отца определял обстановку в доме, и мальчик     получал мало родительского тепла. В 13 лет он поступил в пансион     немца Крюммера в городе Верро (Выру) в Эстонии. В школьные     годы писал много стихов. Талант поэта рано проснулся в нем.      1837 г. — отец забирает Фета из пансиона и отвозит в Москву     готовиться к экзаменам для поступления в университет.      Экзамены Фет сдал блестяще и был принят на юридический факультет,     но вскоре он перешел на словесное отделение философского     факультета. Поэтический талант развивался, и Фет созрел для того, чтобы     издать на деньги, взятые взаймы, тоненькую книжку стихов.      Это был 1840 г., и сборник назывался «Лирический пантеон» под     инициалами «А. Ф.». Стихи были встречены благосклонно читающей     публикой, и Белинский хорошо отозвался о них.      Будучи человеком честолюбивым, он не мог смириться с тем,     что он разночинец Фет, а не дворянин Шеншин. По закону того времени     до дворянства можно было дослужиться на военной службе, и     Фет решает стать офицером.      1844 — год окончания университета.      1845 г. — поступил в Кирасирский полк, расквартированный     в Херсонской губернии.      1850 г. — вышел второй сборник стихов, в котором было стихотворение     «Шепот, робкое дыханье...», ставшее символом поэзии     Фета. Вызывала удивление «безглагольность» стиха, сумевшего передать     волнение любовного свидания через тончайшие переливы     чувств влюбленных. Фет еще все служит, скрывая под порой шутливой     маской крайнюю неудовлетворенность своим социальным     положением.      Слава его как поэта растет. Добролюбов говорит о способности     Фета улавливать «мимолетные впечатления от тихих явлений природы     », но не принимает в нем равнодушия к социальным вопросам.      Критика другого лагеря видит в нем поэта, умеющего «ловить неуловимое,     давать образ и название тому, что было до него смутным     мимолетным ощущением». (А Дружинин.)     В жизни Фета была настоящая любовь, но он не смог сделать     свою возлюбленную счастливой. Находясь на службе в Херсонской     губернии, он познакомился с Марией Лазич, умной, образованной     девушкой, но… бесприданницей. Фета так страшила бедность, что     он не решился жениться. Вскоре Мария трагически погибла.      Мария Лазич заживо сгорела. Перед отбытием на маневры Фет     попрощался со своей возлюбленной в мае, а осенью, по возвращении     услышал от полкового командира страшный рассказ о том, как     сгорела Мария. Все загорелось от случайной спички, которую она     считала погашенной. «Загорелось ее белое кисейное платье. Она     выбежала на балкон, думая спастись», но свежий воздух только усилил     пламя… Образ любимой девушки, трагически погибшей, не оставлял     Фета до конца его жизни.      И снится мне, что встала из гроба     Такой же, какой ты с земли отлетела.      И снится, и снится: мы молоды оба,     И ты взглянула, как прежде глядела.      Памяти Марии Лазич посвящено стихотворение «Старые     письма» (1859).      Потеряв надежду на получение дворянства, Фет выходит в отставку     в 1858г. Вконце 1850-х гг. женится по расчету на сестре критика Боткина.      «Идеальный мир мой разрушен. Ищу хозяйку, с которой буду жить,     не понимая друг друга», — писал он до женитьбы и предугадал верно.      Жизнь Фета и его поэзия — резко контрастны.      В 1860 г. Фет приобретает земельный участок в Орловской губернии     и строит дом по своему проекту. Он уже не пишет стихи —     нет вдохновения, но зато хорошо играет роль помещика, плотно занимающегося     своим хозяйством. Фет восстанавливает против себя     демократическую критику, выступая как публицист-консерватор, не     скрывает своего неприятия каких-либо реформ. Даже консервативно     настроенные писатели Тургенев, Полонский, Страхов резко осуждали     Фета зато, что он был сторонником крепостного права. Один     Л. Н. Толстой сохраняет с Фетом дружеские отношения, обсуждая     с ним в письмах философские, хозяйственные и эстетические проблемы.      В 1873 г. Фет получает дворянство и становится дворянином Шеншиным.      Тургенев не без иронии говорит ему: «Как Фет вы имели     имя, как Шеншин вы имеете только фамилию». Но получение привилегий     продолжается. Фет-Шеншин пожалован в камергеры, теперь     он на всех приемах во дворце присутствует в расшитом золотом     мундире камергера.      1870-егг. — годы хандры. Достигший материального и сословного     благополучия, Фет в эти годы чувствует глубокую тоску:     Я между плачущих Шеншин     И Фет я только меж поющих.      В письмах он беспрестанно жалуется на свое одиночество. Последний     период жизни Фета принадлежит поэзии. Творческий подъем     начала 1880-х гг. продолжается до конца жизни. В это время он много     переводит: античного поэта Анакреонта, восточных (Саади, Гафиз),     немецких (Гейне, Гете), французских (Мюссе, Беранже) поэтов.      И именно Фету принадлежит перевод с немецкого работы Шопенгауэра     «Мир как воля и представление».      В последние годы он выпустил четыре сборника под общим названием     «Вечерние огни». Стихи, вошедшие в эти сборники, наполнены     как будто вновь пробужденной энергией. На закате жизни Фет острее     чувствует и любовь, и природу. О Фете современники оставили много     противоречивых воспоминаний, оно и понятно: трудно совместить     Шеншина-помещика и Фета — тончайшего лирика. Алексей Константинович     Толстой, сам прекрасный поэт, тонкий лирик, оставил     восхитительные строки о поэзии Фета:«….там есть стихотворения, где     пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет     перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари     переливается в звук».      21 ноября 1892 г. Фет умер при странных обстоятельствах.      Поэзия Фета пришла из вечности, он был проводником, вестником     прекрасного и высокого. Его последние стихи — это воспоминания     о любви, о ее радостях и страданиях, воспоминания, воскрешающие     в памяти живые образы. Поэт Яков Полонский говорил Фету:     «По твоим стихам невозможно написать твоей биографии, и даже намекать     на события твоей жизни, как нельзя по трагедиям Шекспира     понять, как он жил...»          Лирика А. Ф.Фета     В лирике Фета главное место занимают две темы: любовь и природа.      Пейзажная лирика у Фета особенная. Ранние стихи о природе     импрессионистичны, лирика же 60-70-х гг. философична. Если     в начале картины природы создаются с помощью развернутых метафор,     то в философском взгляде на природу художественный образ     трансформируется в символ. В этот же период любовное чувство     в стихах необыкновенно поэтично.      Главное в поэтике:     1. Импрессионистичность и суггестивность.      «Суггестивность (от лат. suggestio — внушение, намек) — в поэзии     активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя     посредством отдаленных тематических, образных, ритмичных,     звуковых ассоциаций» (БЭС).      Такое впечатление, что это определение написано о лирике Фета.      Именно лирика Фета обладала такой способностью воздействия на     читателя — она завораживала, уводила в особый мир, созданный по     непонятным законам ритма.      Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства     и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создавали     настроение, как картины импрессионистов. Основной прием — психологический     параллелизм.