Биографии русскиx писателей - Гиппиус З.Н. - Вариант 3

Вариант 3

    Гиппиус Зинаида Николаевна (1865-1945)    «Декадентская мадонна», поэтэсса, прозаик, драматург, публицист и литературный критик Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 ноября (20 н.с.) в городе Белев Черниговской губернии в семье государственного чиновника.     Со стороны отца у нее были немецкие корни. Предок отца, немец Адольфус фон Гингст, изменил фамилию на «фон Гиппиус» и уже в XVI веке в Немецкой слободе Москвы открыл первый книжный магазин. Отец служил по судебному ведомству, и часто менял место службы, жил вместе с семьей в самых разных городах России: Петербурге, Туле, Харькове и т.д. Мать была сибирячкой, дочерью екатеринбургского полицеймейстера Степанова.     Отец З. Гиппиус умер от туберкулеза когда девочке было 12 лет и мать с детьми (старшей Зинаидой и тремя ее младшими сестрами) переехала сначала в Москву, а затем, из-за болезни детей, в Ялту, а в 1885 году в Тифлис (Тбилиси) к брату.     З. Гиппиус, по семейным обстоятельствам не смогла систематически учиться в гимназии, она получила домашнее образование. Впоследствии она очень недолго училась в Киевском женском институте (1877-1878) и классической гимназии Фишера в Москве (1882). Стихи начала писать рано, с семи лет.     Первые два стихотворения молодой поэтэссы были опубликованы в петербургском журнале «Северный вестник» в 1888 году ( N 12), где в разное время сотрудничали Г. Успенский, Н. К. Михайловский, Л. Н. Толстой, М. Горький и др. С 1891 года журнал начал активно пропагандировать творчество символистов (Д. С. Мережковского, К. Д. Бальмонта, самой З. Гиппиус и др.).     От природы очень красивая: высокая и гибкая, тонкая как юноша, с большими зелеными глазами, золотыми косами вокруг маленькой головы, с постоянной улыбкой на лице она не испытывала недостатка в поклонниках. К ней и тянулись и, одновременно, боялись ее острого языка, колких фраз и смелых шуток. «Сатанесса», «реальная ведьма», «декадентская мадонна», так называли ее современники. В 1888 году в Боржоми она познакомилась со столичным поэтом Д. Мережковским и после этого стала считать, что «все мои гимназисты… совсем поглупели». С ним она обвенчалась 8 января 1889 года в Тифлисе и затем, не разлучаясь «ни на один день», прожила 52 года.     В этом же году она, вместе с мужем, переезжает в Петербург. Знакомится с Я. Полонским и А. Майковым, Д. Григоровичем и В. Розановым, А. Блоком, В. Брюсовым, А. Белым и др. Начинает тесно сотрудничать с редакцией журнала «Северный вестник», заводит деловые контакты с редакторами других столичных журналов («Вестник Европы», «Русская мысль»). З. Гиппиус посещает литературные вечера и салоны, слушает различные лекции. Она начинает искать свой путь в литературе.     После появления программной работы Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), творчество З. Гиппиус приобретает явный «символический» характер (первые сборники рассказов «Новые люди» (1896; 1907), «Зеркало» (1898)). Позднее, в книге «Литературный дневник» (1908), она обосновывает и защищает символизм. Либеральная критика резко отрицательно отнеслась к раскованному максимализму «новых людей». Основной темой произведений Гиппиус стала метафизика любви, неохристианство, фундаментальные философские основы бытия и религии («Алый меч», «Черное по белому», «Лунные муравьи» и др.).     В 1899-1901 годах З. Гиппиус публикует первые литературно-критические статьи в журнале «Мир искусств». Подписывает их, как правило, псевдонимами: Антон Крайний, Роман Аренский, Никита Вечер и др. В этот же период у Д. и З. Мережковских возникает идея обновления христианства, создания «новой церкви». Им принадлежит идея создания «Религиозно-философских собраний», смысл которых был в объединении интеллигенции и представителей церкви с целью «религиозного возрождения» страны, а также журнала «Новый путь» — печатного органа Собраний.     Влияние идей Д. Мережковского на творчество З. Гиппиус можно проследить в таких произведениях, как «Господь отец», «Христу» и др. Самая ценная часть ее поэтического наследия содержится в пяти стихотворных сборниках: «Собрание стихов 1889-1903» (1904), «Собрание стихов. Книга вторая. 1903-1909» (1910), «Последние стихи. 1914-1918» (1918), «Стихи. Дневник. 1911-1921» (Берлин, 1922), «Сияния» (Париж, 1938). Изысканный поэтический словарь, особый изломанный ритм, преобладание любимых эпитетов и глаголов, "… все те же матово-жемчужные, благородные краски, какими Гиппиус давно пленяет нас", — как писал В.А. Амфитеатров в 1922 году, — являются неотъемлемой частью ее поэтического наследия. Множество стихотворений поэтэсса посвятила теме любви. Одно из ранних: «Любовь одна» (1896) было переведено на немецкий язык Райнер-Мария Рильке.     Октябрьскую революцию 1917 года Гиппиус встретила крайне враждебно. Уже в октябре 1905 года в письме к Философову (написанному за час до Манифеста), она, размышляя о судьбе России после возможной победы революции, писала: "… весь путь их и вся эта картина так мною неприемлема, противна, отвратительна, страшна, что коснуться к ней… равносильно для меня было бы предательству моего...". После прихода «царства Антихриста», 24 декабря 1919 года З. Гиппиус и Д. Мережковский навсегда уезжают из России сначала в Польшу, а затем во Францию.     В Париже Гиппиус принимает активное участие в организации литературно-философского общества «Зеленая лампа» (1927-1939), сыгравшего значительную роль в интеллектуальной жизни первой волны российской эмиграции. Пишет статьи и реже — стихи, в которых выступает с резкой критикой советского строя. В 1925 году издает два тома воспоминаний «Живые лица» (Прага), в 1939 году в Париже выходит книга стихов «Сияния».     Вторая мировая война принесла Гиппиус не только бедность (их парижская квартира была описана за неплатеж), но и утрату близких. В конце 1941 года скончался ее муж, Д. Мережковский, в 1942 году — сестра Анна. В последние годы она работает над большой поэмой «Последний круг» (опубликована в 1972), изредка сочиняет стихи, пишет мемуары и создает поистине литературный памятник своему мужу. «Дмитрий Мережковский», книга-биография, насыщенная богатейшим фактическим материалом вышла после ее смерти в 1951 году. Зинаида Гиппиус, зеленоглазая и золотоволосая «декадентская мадонна» скончалась 9 сентября 1945 года в Париже в возрасте 76 лет.