Биографии русскиx писателей - Горький М. - Вариант 3

Вариант 3

    Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович) (16 марта 1868, Нижний Новгород, — 18 июня 1936, Горки, под Москвой). Отец — столяр-краснодеревщик: мать из мещан. Проучился 2 года. С 1878 началась его жизнь «в людях»,. Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бесарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Участник Революции 1905-07. Осенью 1905 вступил в РСДРП (в 1917, разойдясь с большевиками в вопросе своевременности соц. революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё). С 1906 жил за границей. Весной 1907 дел. 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (с совещательным голосом). В 1907-09 испытал большое влияние А.А Богданова, В.А. Базарова, А.В. Луначарского (пересмотр философских основ марксизма, пропаганда богостроительства), которых поддерживал в философских спорах с В.И. Лениным. Совместно с Богдановым и его сторонниками принимал деятельное участие в организации на Капри (Италия) парт. школы для рос. рабочих.     К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых популярных в России, а затем и в Европе (первый его рассказ напечатан в 1892), его творчество вызвало огромную критическую литературу (за 1900-04 опубликована 91 книга о Горьком; с 1896 по 1904 критическая литература о нём составила более 1860 названий). Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.     В кон. 1913 возвратился в Россию. С первых дней 1-й мир. войны занял антимилитарист., интернационалист. позицию. Февр. рев-цию 1917 Горький встретил восторженно, видя в ней победу демокр. сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в февр- марте «напоминала штаб», где собирались полит, и обществ, деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты. Горький стал инициатором ряда обществ.-культурных начинаний, уделял большое внимание делу охраны памятников культуры, вошёл в состав «Особого совещания по делам иск-ва», был пред. Комиссии по вопросам иск-ва при исполкоме Петрогр. Совета РСД. 12 марта в речи на митинге в Михайловском т-ре сообщил о мерах, принятых по охране памятников иск-ва. Написал ряд статей, возмущаясь массовым вывозом из России худ. ценностей на «амер. миллионы», протестовал против ограбления страны, участвовал в учреждении «Об-ва памяти декабристов», «Об-ва Дома-музея памяти борцов за свободу» (май). При активном участии Горького создаётся «Лига социального воспитания» (4 июня), организуется Дом учёных. Он входит в комиссию по рук-ву Нар. домом в Петрограде, позже был избран пред. орг. к-та «Просветительского об-ва в память 27 февр. 1917 „Культура и свобода“» (март 1918); в него вошли также В.Н. Фигнер, Г.А. Лопатин, В.И. Засулич, Г.В. Плеханов, В.А. Базаров и др. Осн. целью об-ва была координация всех культ-просвет, об-в, клубов, кружков. Чтобы об-во могло выполнить задачу духовного возрождения и нравственного очищения страны, считал Горький, необходимо было прежде всего объединить «интеллектуальные силы старой опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крест. интеллигенции». А для этого надо «встать над политикой» и направить все усилия на «немедленную напряжённую культурную работу», вовлекая в неё рабочую и крест, массу («Новая Жизнь», 1917, 30 июня). Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в рабстве, дать пролетариату, широким массам систематич. знания, ясное понимание своей всемирно-ист. миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии.     Одним из важнейших научно-просветительских начинаний Горького в эти дни (март) было создание «Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук», в к-рую вошли крупнейшие учёные и общественные деятели (И.П. Павлов, ВА Стеклов, ЛА Чугаев, А.Е. Ферсман, А.А. Марков, С.П. Костычев, Д.К. Заболотный, В.Г. Короленко, Л.Б. Красин, Н.А. Морозов, В.И. Палладии и др.). Горький трижды (апрель — май) выступал в Петрограде и Москве на публичных собраниях ассоциации с речами, утверждал значение науки для свободного развития человека.     По убеждению Горького, «без демократии нет будущего», «сильный человек — это разумный человек», а потому необходимо «вооружиться точными знаниями», «привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу» («Летопись», 1917, N 5-6, с. 223-28). Горький призывал всё рус. об-во «поддержать „Свободную ассоциацию“ учёных морально и материально»: «Источник наших несчастий — наша малограмотность. Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много работать, учиться любить труд» (там же).     Наибольшую активность лит. и обществ, работа Горького получила в основанной им газ. «Новая Жизнь» [выходила в Петрограде с 18 апр. под ред. Горького, при ближайшем участии (по существу — соредакторов) В.А. Базарова, ВА Десницкого, Н.Н. Суханова, А.Н. Тихонова и являлась органом группы социал-демократов «интернационалистов», объединявшей часть меньшевиков — сторонников Ю.О. Мартова и отд. интеллигентов полубольшевист. ориентации]. Газета с первого номера объявила своей программой борьбу против империалистич. войны, объединение всех рев. и демокр. сил для удержания социальных и полит. завоеваний Февр. рев-ции, развитие культуры, просвещения, науки на пути дальнейшего осуществления соц. преобразований в стране во главе с Советами РСД под рук. с.-д. партии. Помимо нового цикла «Рус. сказок», рассказов, очерков, Горький опубликовал в «Новой Жизни» св. 80 статей, 58 из них-в серии «Несвоевременные мысли», самим названием подчёркивая их острую актуальность и полемич. направленность. «Новожизненская» публицистика составила две дополняющие друг друга книги писателя — «Рев-ция и культура. Статьи за 1917 г.» (П… 1918) и «Несвоевременные мысли. Заметки о рев-ции и культуре» (П 1918; переизд. М., 1990)     Горький осуждал «бессмысленную бойню, разоблачал стремление Врем. пр-ва довести войну до победного конца. Интернационалистская позиция газеты вызвала резкое неприятие бурж. печати: в статье В.Л. Бурцева „Или мы, или немцы и те, кто с ними“ Горький был обвинён в шпионаже, измене родине (см.: „Рус. Воля“, 7, 9, 20 июля; „Живое Слово“, 9 июля; ответ Горького см.: „Новая Жизнь“, 9, 12 июля). С болью и гневом писал Горький и об „отвратительных картинах безумия, охватившего Петроград днём 4-го июля“, когда под влиянием большевист. пропаганды возмущение вооруж. рабочих и солдат стало репетицией „социальной рев-ции“, „Однако главнейшим возбудителем драмы,- писал он, — я считаю не “ленинцев», не немцев, не провокаторов и тайных контрреволюционеров, а более злого, более сильного врага — тяжкую рос. глупость" (там же, 14 июля). Горький считал, что «самый страшный враг свободы и права — внутри нас», «наша жестокость и весь тот хаос тёмных, анархических чувств, к-рый воспитан в душе нашей бесстыдным гнётом монархии, её циничной жестокостью» (там же, 23 апр.). С победой рев-ции только начинается «процесс интеллектуального обогащения страны» (там же, 18 апр.). Культура, наука, иск-во являются, по мысли Горького, как раз той силой (а интеллигенция — носителем этой силы), к-рая «позволит нам преодолевать мерзости жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, красоте жизни, к свободе» (там же, 20 апр.).     Отстаивая социальные завоевания рев-ции, выступая против реакции, консервативных сил, бурж. партий, Врем. пр-ва, газ. «Новая Жизнь» очень скоро вступила в полемику и с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруж. восстании и проведении соц. рев-ции. Горький убеждён, что Россия не готова к соц. преобразованиям, что восстание будет потоплено в море крови, а дело рев-ции отброшено на десятилетия назад. Он считал, что прежде чем осуществить соц. рев-цию. народ должен «много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства», что сначала он «должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнем культуры» (там же, 14 июля). Для Горького как художника ист. развитие России раскрывалось гл. обр. через быт. психологию рус. народа и прежде всего крест-ва: так, в его кн. «О рус. крест-ве» (Берлин, 1922) трагедия рев-ции изображалась в атмосфере дикой жестокости обеих воюющих сторон в Гражд. войне. Развивая идеи, высказанные ещё в 1915 в ст. «Две души», Горький с тревогой писал о пассивности, рабской покорности обстоятельствам рус. человека, одновременно восхищаясь его способностью в решительный момент к героич. делам. Горький стремился возбудить рев. энергию народа, активность человека в противовес мечтательному фатализму и мещанской обывательщине, а также анархизму деревни.     Ещё в Июльские дни Горький увидел устрашающий «выезд социальной рев-ции». За неделю до Октября в ст. «Нельзя молчать!» призывает большевиков отказаться от «выступления», боясь, что «на сей раз события примут ещё более кровавый и погромный характер, нанесут ещё более тяжкий удар рев-ции» («Новая Жизнь», 1917, 18 окт.). После Окт. переворота оппозиционная «Новая Жизнь» во главе с Горьким стала оппонентом новой власти, выступая с критикой «издержек» рев-ции, её «теневых сторон», форм и методов осуществления социальных преобразований в стране — культивирования клас. ненависти, террорами насилия, «зоологич. анархизма» тёмных масс: одновременно Горький защищает забытые в вихре рев. буден гуманистич. идеалы социализма, идеи демократии, общечеловеческие ценности, права и свободу личности. Он обвиняет вождей большевиков, Ленина и «приспешников его» в «уничтожении свободы печати», «авантюризме», в «догматизме» и «нечаевщине», оправдании «деспотизма власти». Вообразив себя «Наполеонами от социализма», большевики-ленинцы «довершают разрушение России — рус. народ заплатит за это озёрами крови» (там же, 10 нояб.). Из статьи в статью он пишет об Октябрьском перевороте как об «авантюре», к-рая приведёт только «к анархии, к гибели пролетариата и рев-ции» (там же, 7 нояб.). Горький говорит о «жестоком опыте» большевиков-фанатиков и утопистов над рус. народом, «заранее обречённом на неудачу» (там же, 10 дек.), «безжалостном опыте, к-рый уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие рус. рев-ции» (там же, 10 нояб.). Отмечает, что рабочий класс «должен будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей — тысячами жизней, потоками крови» (там же, 12 нояб.). По его мнению, Ленин и Троцкий, большевист. нар. комиссары — «вожди» отсталых рабочих масс, «взбунтовавшихся мещан»- «проводят в жизнь нищенские идеи Прудона,-но не Маркса, развивают Пугачёвщину, а не социализм, и всячески пропагандируют всеобщее равнение на моральную и материальную бедность» (там же, 6 декабря). «Развивается воровство — пишет Горький — растут грабежи, бесстыдники упражняются во взяточничестве так же ловко, как делали это чиновники царской власти»; грубость представителей «пр-ва нар. комиссаров» вызывает всеобщее возмущение. И всё это творится от имени «пролетариата» и во имя «социальной рев-ции», и всё это является «торжеством звериного быта. развитием той азиатчины, к-рая гноит нас». «Нет,- констатирует писатель,- в этом взрыве зоологич. инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной рев-ции. Это рус. бунт без социалистов по духу, без участия соц. психологии» (там же, 7 дек.). Горький согласен с «врагами», что «большевизм — нац. несчастие, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши рус. культуры в хаосе возбуждённых им грубых инстинктов» (там же, 1918, 22 марта). Сущность, направленность, общий пафос новожизненской публицистики Горького, как и вся обществ.-лит. деятельность его 1917-18, пронизаны идеей отстаивания и защиты нерасторжимого единства политики и нравственности. Как писателя Горького волнует прежде всего нравственная сторона рев. событий, он всё соизмеряет с обыкновенным человеком, единичной личностью. Разьединение политики и нравственности, по убеждению писателя, скажется самым пагубным образом на жизни народа и страны в настоящем и грозит тяжёлыми и кровавыми последствиями в будущем. Оно способствует внедрению антидемокр. методов в политике, ведёт к оправданию насилия, жестокости и террора, нарушению социальной справедливости. Деятельность Горького тех лет вызвала резкую критику властей. Полемизируя с ним, большевист. партийная и официальная печать писала, что писатель из «буревестника» превратился в «гагару», «к-рой недоступно „счастье битвы“» («Правда», 1917. 22 нояб.), выступает как «хныкающий обыватель» (там же, 9 дек.), «из-за деревьев не видит леса» рм же, 25 нояб.), что у него пропала совесть" («Петрогр. Правда». 1918, 5 апр.), что, «оторвавшись от нар. масс», «оплёвывает этот народ» («Правда», 1918, 17 марта), словом — «изменил рев-ции» и «солидаризуется с реакционерами» (там же, 1918, 7 янв.). Горький остро, болезненно воспринимал эту критику, сравнение его с «врагами рабочего класса» и обвинения в «измене делу пролетариата». Он утверждал и защищал своё «право говорить обидную и горькую правду о народе», о его пассивности, рабской покорности, «тяготении к равенству в ничтожестве», «об издержках» рев-ции: «В чьих бы руках ни была власть, за мною остаётся моё человеческое право отнестись к ней критически» «Новая Жизнь», 1917, 19 нояб.). Вместе с тем для Горького социализм — не утопия: он продолжал верить в его идеи, он писал о «тяжёлых муках родов» нового мира, «новой России», отмечая, что, несмотря на все ошибки, преступления, «рев-ция, всё-таки, доросла до своей победы» (там же, 1918, 11 июня), и выражал уверенность, что рев. вихрь, потрясший «до самых глубин Русь», «излечит нас, оздоровит», возродит «к строительству и творчеству» (там же, 1918, 30 июня). Оговариваясь, что он ни в коем случае не собирается защищать большевиков, Горький отдаёт и должное им: «Лучшие из них — превосходные люди, к-рыми со временем будет гордиться рус. история...»; "… и о большевиках можно сказать нечто доброе- я скажу, что, не зная, к каким результатам приведёт нас, в конце концов, полит, деятельность их, психологически — большевики уже оказали рус. народу услугу, сдвинув всю его массу с мёртвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без к-рого наша страна погибла бы" (там же, 1918,26 мая). Тем не менее нападки на «Новую Жизнь» не прекращались, а во 2-й половине июня 1918 критика Горького и позиции его газеты большевист. печатью приняла особенно острый характер, доходя до прямых обвинений писателя в сговоре с буржуазией. 16 июля 1918 с согласия Ленина газета была закрыта окончательно (до этого издание несколько раз временно прекращалось). После покушения на Ленина (30 авг.) Горький вновь сблизился с ним и с большевиками. Впоследствии Горький, оценивая свои позиции 1917-18, признавал их ошибочными, объясняя это тем, что недооценил организаторскую роль партии большевиков и созидат. силы пролетариата в рев-ции. В этот период (и в последующие годы Гражд. войны) Горький — один из организаторов лит.-обществ. и издат. начинаний (изд-ва «Всемирная лит-ра», «Дома литераторов», «Дома искусств» и др.). Он призывал к единению старой и новой интеллигенции, выступал в её защиту от необоснованных преследований со стороны Сов. власти. В дек. 1918 избран в состав Петрогр. Совета (вновь избран в июне 1920). Писатель работал в основанной по его инициативе в Петрогр. комиссии по улучшению быта учёных (ПетроКУБУ), с янв. 1920 её пред. Выступал против воен. интервенции, призывал передовые силы мира к защите рев-ции, помощи голодающим. В 1918 вышли в свет его книги «В людях», «Русские сказки», «Ералаш и др. рассказы», «Статьи 1905-1916», написан также ряд новых произведений. В окт. 1921 из-за ухудшения здоровья и по настоянию Ленина Горький выехал лечиться за границу; в 1928 впервые посетил родину и с тех пор ежегодно приезжал в Сов. Союз (кроме 1931), пока в 1933 окончательно не поселился в СССР 1868, 16 (28) марта — A. M. Горький родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С II лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д. 1884 — попытка поступить в Казанский университет. Знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа. 1888 — арест за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находится под постоянным надзором полиции. 1891, весна — A. M. Горький отправился странствовать по стране и дошел до Кавказа. 1892 — A. M. Горький впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др. 1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». 1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов». 1899 — роман «Фома Гордеев». 1900-01 — роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым. 1901- «Песня о Буревестнике». Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода. 1902 — A. M. Горький обратился к драматургии. Создает пьесы «Мещане», «На дне». 1904-05 — A. M. Горький пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. 1906 — A. M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создает роман «Мать». Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет «Исповедь» (1908), где четко обозначились его расхождения с большевиками. 1908 — пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека». 1909- повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913 — A. M. Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издал первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии ». 1912-16 — A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». «Мои университеты» были написаны в 1923 г. 1918-19 — A. M. Горький ведет большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции. 1919-20 — A. M. Горький в цикле публицистических статей выступает против интервенции, а также против того, как «осуществляется» «Власть Советов ». 1921- A. M. Горький в связи с возобновлением болезни и по настоянию Ленина уехал лечиться за границу. с 1924 — A. M. Горький жил в Италии, в Сорренто. Публикует воспоминания о Ленине. 1925 — A. M. Горький выпускает роман «Дело Артамоновых». 1928 — по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой показывают «достижения», которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». 1931 — Горький навсегда возвращается в Советский Союз. Здесь же Горький получает «социальный заказ» — подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов, он пишет пьесы «Егор Булычев и другие»(1932), «Достигаев и другие»(1933). 1934 — Горький «проводит» 1-й съезд советских писателей, выступает на кем с основным докладом. 192 5-36 — A. M. Горький пишется роман " Жизнь Клима Самгина", который так и не был окончен. 1936, 18 июня — A. M. Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади..