Биографии русскиx писателей - Лермонтов М.Ю. - Вариант 5

Вариант 5

    Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства     наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями.     Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова — поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.     «Синие горы Кавказа, приветствую вас!     Вы взлелеяли детство мое,     Вы носили меня на своих одичалых хребтах;     Облаками меня одевали;     Вы к небу меня приучили,     И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе… »     писал 16-летний Лермонтов.     Одна из ранних поэм Лермонтова — «Кавказский пленник» (1828). Она написана под сильным влиянием А. С. Пушкина. Вместе с тем эта поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства.     Лермонтов переделывает сюжет пушкинского «Кавказского пленника», иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств     лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме «Мцыри». Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.     В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден     был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение «Белеет парус одинокий».     В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», которая оказала большое влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму «Маскарад», которой так и не суждено было появиться на сцене при его жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории России, увлекается чтением сб. «Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». Его увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 г. («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).     В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи «На смерть поэта». Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 г. должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ. Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на восточном берегу Черного моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатили Лермонтова разнообразными наблюдениями. Особенно поразила его     старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей     посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились     с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы     «Демон» на Кавказ.     Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое влияние на Лермонтова. Он     возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию.     Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых     «иль пусто иль темно». Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в «Думе», единственном лирическом     произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.     Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы «Демон» (1838) и в романе «Герой     нашего времени». В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с «Отечественными записками»,     журналом, где печатает повести «Бэла» и «Фаталист», впоследствии вошедшие в роман «Герой нашего времени».     Известность, пришедшая к Лермонтову в кон. 30-х гг., не радует его. Поэта раздражает то, что он «входит в     моду». Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал     Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал это и     предчувствовал, что настанет время, когда его «будут преследовать клеветами».     Образ «героя времени», получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе «Герой     нашего времени» (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова это его попытка дать     анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки     новой жизни. Печорин — герой своего времени — тем и отличается от всех других персонажей романа, что он     единственный, кто умеет взять на себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее его     общество, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов представляет читателю возможность изучить     различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на     фоне общественно-исторических обстоятельств.     Лермонтов — психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на     определяющие, переломные в жизни героев события. Это касается и образов простых, естественных людей —     Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и «честных контрабандистов», и людей печоринского круга — Грушницкого,     Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя,     Лермонтов одновременно создает образ «простого человека» — Максима Максимыча — доброго, искреннего,     преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением     оправдывающего безнравственные поступки Печорина.     Исследование личности Печорина в «дневниковых» главах романа построено по принципу взаимохарактеристики     персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и     своеобразные «зеркальные» отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая     и познавая личность других людей.     Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в характеристике внешности героя.     Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет     героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании пластики движений     Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова — художника, прекрасно владевшего     кистью живописца.     Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова. Характер     Печорина в первых главах романа раскрывается с внешней стороны, его личность проявляется в поступках, в     отношении к нему других персонажей. В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающая объяснение     многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий в сюжете романа заменяется     психологической последовательностью «узнавания» героя читателем. В романе «Герой нашего времени»     соединился глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности с     аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг., периода нравственных потерь и общественных разочарований.     За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи («Первое января») Лермонтов вторично был сослан на     Кавказ.     В то время, как поэт вел жизнь, полную приключений и тревог, в Петербурге готовились к изданию его сочинения     - 28 лирических пьес, выбранных самим поэтом (1840). Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и заняться     литературной деятельностью. Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепая случайность (дуэль с Н.     Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 г. Ушел из жизни второй великий поэт России, которому было     всего 26 лет.