Биографии русскиx писателей - Островский А.Н. - Вариант 2

Вариант 2

    Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю — 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843).     По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851; первое жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей. К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия «Несостоятельный должник» (по другим сведениям пьеса называлась «Картина семейного счастья»; впоследствии — «Свои люди — сочтемся»). Наброски к этой комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847. Под текстом значились буквы: «А. О.» и «Д. Г.», то есть А. Островский и Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший ему сотрудничество. Сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда. Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название — «Банкрут»), опубликованная в 1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I ( надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861.     Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В 1856, когда по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего. В 1859, в издании графа Г.А. Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя «темного царства». В 1860 в печати появилась «Гроза», вызвавшая статью Добролюбова («Луч света в темном царстве»). Со второй половины 60-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.     В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям — в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, И.Е. Турчанинов, П.М. Садовский, Л.П. Косицкая-Никулина, Достоевский, Григорович, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Садовский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова. С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 (по другим сведениям — в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учрежденной в 1881 при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Не смотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю — 2 июня) 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. Похоронили писателя там же, на погребенье государь пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей, вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трех сыновей и дочери — 2400 рублей в год.     После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).     Автор 47 пьес (по другим сведениям — 49), переводов Вильяма Шекспира, Итало Франки, Теобальдо Чикони, Карло Гольдони, Джакометти, Мигеля де Сервантеса. Среди произведений — комедии, драмы: «Записки замоскворецкого жителя» (1847), «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название — «Банкрут»; 1850; комедия), «Бедная невеста» (1851; комедия), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1854), «Не так живи, как хочется» (1854), «В чужом пиру похмелье» (1855, комедия), «Доходное место» (1856, комедия), трилогия о Бальзаминове (1857 — 1861), «Праздничный сон до обеда» (1857), «Не сошлись характерами» (1858), «Воспитанница» (1858-1859), «Гроза» (1859-1860, драма), «Старый друг лучше новых двух» (1860), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1661), «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866; историческая пьеса), «Минин» (1862, историческая хроника), «Тяжелые дни» (1863), «Шутники» (1864), «Воевода» (1864, 2-я редакция 1885; историческая пьеса), «Пучина» (1865-1866), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866; историческая пьеса), «Тушино» (1866-1867; историческая пьеса), «Василиса Мелентьева» (1867, трагедия), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868, комедия), «Горячее сердце» (1868-1869), «Бешеные деньги» (1869-1870), «Лес» (1870-1871), «Не все коту масляница» (1871), «Не было ни гроша, вдруг алтын» (1872), «Снегурочка» (1873; сказка, опера Н.А. Римского-Корсакова), «Поздняя любовь» (1874), «Трудовой хлеб» (1874), «Волки и овцы» (1875), «Богатые невесты» (1876), «Правда хорошо, счастье лучше» (1877), «Женитьба Белугина» (1878; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), «Последняя жертва» (1878), «Бесприданница» (1878-1879), «Добрый барин» (1879), «Сердце не камень» (1880), «Дикарка» (1880; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), «Невольницы» (1881), «На порог к делу»(1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), «Светит, да не греет» (1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884), «Красавец-мужчина» (1888), «Не от мира сего» (1885; последняя пьеса Островского, напечатана за несколько месяцев до кончины писателя); перевод десяти «интермедий» Сервантеса, комедии Шекспира «Укрощение своенравной», «Антоний и Клеопатра» (перевод не был напечатан), комедии Гольдони «Кофейная», комедии Франка «Великий банкир», драмы Джакометти «семья преступника».