Биографии русскиx писателей - Сомов О. - Вариант 2

Вариант 2

    1793-1833    Родился 11 декабря 1793 года в г. Волчанске Харьковской губернии. Учился в Харьковском университете.    Первое его стихотворение напечатано в 1816 в «Украинском вестнике». В 1818 Сомов переехал в Петербург. В 1818 — член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств; спустя два года — действительный член Вольного общества любителей российской словесности. Заграничное путешествие 1819-1820 годов, когда Сомов посетил Польшу, Австрию, Францию, Германию, расширило его кругозор и дало материал для литературной деятельности.Публиковался (часто под псевдонимами «Житель Васильевского острова» и «Порфирий Байский») в «Благонамеренном», «Северном Архиве», «Литературной Газете», «Украинском Вестнике», «Сыне Отечества» и других изданиях.После восстания декабристов Сомов был арестован, но вскоре освобожден: следствие подтвердило его непричастность к деятельности тайных обществ. Тем не менее он лишился службы в Российско-американской компании, где в 1824-1825 был помощником Рылеева. Отныне его жизнь — жизнь профессионального литератора, средства к существованию ему доставляет исключительно литературная работа. В 1826-1829 Сомов — постоянный сотрудник «Северной пчелы» Ф.В. Булгарина, недавнего друга декабристов. С 1827 в альманахах появляются его оригинальные повести. В том же году завязываются отношения Сомова с писателями пушкинского круга: он становится сотрудником «Северных цветов» А.А. Дельвига, постоянным вкладчиком «прозаической» части этого альманаха. Сомов выступает в нем не только как прозаик-беллетрист, но и как критик, автор годичных обозрений российской словесности. В 1829 он порвал с Булгариным, одиозная репутация которого к этому времени окончательно определилась, и целиком связал свою судьбу с изданиями Дельвига — «Северными цветами», а в 1830-1831 — и «Литературной газетой».Для последнего, не увидевшего свет альманаха А. Бестужева и Рылеева, остановленной декабрьскими событиями «Звездочки», Сомов написал «малороссийскую быль» «Гайдамак» — повесть о разбойнике Гаркуше, где народный быт и эпическое предание слились в целостной картине национальной жизни.Отдельно напечатал: «Записки полковника Бутье о нынешней войне греков» (перевод, Санкт-Петербург (1824-1825)); «Новые повести, сочиненные и поднесенные детям Е.В. герцогини Беррийской» (перевод, Санкт-Петербург (1826)); «Три нравоучительные повести для детей» (Санкт-Петербург (1830)); «Друг молодых девиц» (перевод, Санкт-Петербург (1831)). Издает цикл статей «О романтической поэзии». Основной тезис автора — «народу русскому (...) необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых». Путь к ее созданию Сомов видел в обращении к живым источникам народной поэзии, к сокровищам родной природы и истории. С 1827, года литературных дебютов Сомова-повествователя, в его творчестве явственно обозначилось несколько тематических линий. Самая обширная и важная в литературном отношении группа его произведений — «малороссийские были и небылицы», которые печатались за подписью «Порфирий Байский»: «Юродивый» (1827); «Русалка» (1829); «Сказки о кладах» (1830); «Куполов вечер» (1831); «Киевские ведьмы» (1833) и др. Все они отмечены стремлением уловить и воссоздать картину народного сознания, которую автор ищет и находит в сплетении народных поверий и народноэтических идеалов правды и справедливости. Первыми из малороссийских своих повестей Сомов подготовил гоголевские «Вечера», а в позднейших сам испытал воздействие Гоголя. Своеобразным знаком того, что замысел малороссийских небылиц Сомова разгадал и оценил Пушкин, может служить его стихотворение «Гусар» (1833). Поэт по-своему пересказал повесть Сомова «Киевские ведьмы». Под напором ухарства и непобедимого здравого смысла русского служивого драматическое и поэтическое малороссийское предание зазвучало «небылицей». Другие повести Сомова («Оборотень» (1829); «Кикимора» (1830)) родственны малороссийским и отличны от них. Эти повести основаны на русских крестьянских поверьях. Простодушная вера в чудесное включена в этих повестях в более широкий культурный контекст, дана в ироническом восприятии просвещенного рассказчика или слушателя. И, наконец, третий несобранный цикл Сомова — «рассказы путешественника», повести из западной жизни («Приказ с того света» (1827); «Вывеска» (1827); «Странный поединок» (1830); «Самоубийца» (1830)).    Умер О.М. Сомов в Петербурге 27 мая 1833 года. Похоронен на Смоленском кладбище.