Вариант 1
Сэр Чарльз Спенсер Чаплин (16.04.1889 - 25.12.1977),
американский актер, режиссер, сценарист, продюсер, композитор.
Чарльз Чплин родился в Лондоне, в семье актеров варьете. С 1897
выступал в мюзик-холле, в 1907-1912 - в театре Ф. Карно, где в совершенстве
овладел искусством пантомимы, пластики, выразительности движений. Дар
импровизации и меткие бытовые зарисовки предопределили успех Чаплина в Англии и
во время американских гастролей 1910-1912 годов.
В декабре 1913 он подписал контракт с американской кинокомпанией
"Кистоун", где стал сниматься у М. Сеннета. В 1914 дебютировал в
эксцентрической комедии "Зарабатывая на жизнь" (Making A Living).
Исполняя роли хлыщеватых мерзавцев в лентах с участием Ф. Стерлинга, Ч.
Конклина, М. Норман и Фатти, он присматривался к работе сеннетовских
режиссеров, анализируя характерные черты американской комической школы и
системы комедийных масок, основанных на несоответствии жизненной роли персонажа
и его внешности.
Появившись в 12 лентах, снятых под руководством М. Сеннета или
Сеннетом и Мейбл Норман, Чаплин снимает самостоятельно комедию
"Застигнутый дождем" (Caught In The Rain, 1914), но до конца года
остается в "Кистоун", работая то в одиночку, то с М. Норман. Он все
еще играет подонка Чэза, и даже его лучшая работа в комедии Сеннета
"Прерванный роман Тилли" (Tillie's Punctured Romance, 1914) не
устраивает актера.
В 1915 Чарльз Чаплин уходит в фирму "Эссеней", где в
поставленных им по собственным сценариям фильмах постепенно возникает образ
бродяги Чарли.
Завоевав в комедиях Сеннета невиданную популярность, Чаплин не
сразу преодолевает инерцию бездумной эксцентриады. Все же материал его лент
приближается к реальной жизни, а условные персонажи приобретают черты реальных
людей, переживающих подлинные радости и горести. В фильмах "Бродяга"
(The Tramp, 1915), "Завербованный" (His New Job, 1915),
"Банк" (The Bank, 1915) новый внешний облик героя-оборванца
соответствует его человеческой сущности и социальному положению - одинокого и
беззащитного аутсайдера, отвергнутого миром.
В 1916 Чарльз Чаплин подписывает контракт с фирмой
"Мьючуэл", обеспечив себе творческий контроль и право снимать не
более 12 фильмов в год. В лучших фильмах "Мьючуэл", таких как
"Тихая улица" (Easy Street, 1917), "Иммигрант" (The
Immigrant, 1917) и новой фирмы "Ферст нэшнел" "Собачья
жизнь" (A Dog's Life, 1918), "На плечо" (Shoulder Arms, 1918)
завершается эволюция образа маленького человека, олицетворяющего бесправный мир
обездоленных, которому противостоят богатство, насилие и лицемерие современной
цивилизации.
С каждой новой работой Чрльза Чаплина требования комедии
положений приводились во все большее соответствие с требованиями драматического
конфликта добра и зла, бедности и богатства, справедливости и
"общественного порядка" - драматизм уравновешивал эксцентриаду, смеху
сопутствовали слезы, например в фильмах "Малыш" (The Kid, 1921),
"Пилигрим" (The Pilgrim, 1923).
Один из учредителей прокатной компании "Юнайтед Артистс"
(1919), Чаплин стремился к полной независимости и в 1923 году основал
"Чарльз С. Чаплин Филм Корпорейшен". Необходимость этого шага
подтвердили проблемы с прокатом драмы "Парижанка" (A Woman Of Paris,
1923), направленной против ханжества и аморальности консервативного общества.
Последующие фильмы Чарльза Чаплина 20-х годов, такие как
"Золотая лихорадка" (The Gold Rush 1925), "Цирк" (The
Circus, 1928), специальная премия "Оскар" за "многогранность и
гений в написании", актерском исполнении, постановке и производстве фильма
демонстрируют зрелый талант художника, подчинившего свой комедийный дар и
выразительные возможности жанра высокой цели осмысления и выражения трагических
конфликтов века материального прогресса и духовного одичания.
В 30-е годы осознание бесплодности усилий "одинокого
искателя" в фильмах "Огни большого города" (City Lights, 1931) и
"Новые времена" (Modern Times, 1936) стало кульминацией темы
маленького человека, прологом к неизбежному протесту и эволюции героя, который
вырос из своей маски Чарли. Эта эволюция составляет смысл сатирической комедии
"Великий диктатор" (The Great Dictator, 1940), где Чаплин появляется
в ролях двух полярных персонажей - еврея-парикмахера и диктатора Хинкеля и
завершает картину прямым призывом к простым людям не подчиняться насилию.
В годы маккартизма Чарльз Чаплин снял пессимистический
философский этюд "Мсье Верду" (Monsieur Verdoux,1947), впервые
показав поражение маленького человека.
Изгнанный из США после завершения работы над лирической драмой
"Огни рампы" ( Limelight, 1952), Чаплин отвечает сатирой на Америку в
годы Маккарти "Король в Нью-Йорке" ( A King In New York, 1957).
Последний фильм Чаплина "Графиня из Гонконга" (A Countess From Hong
Kong, 1967) разочаровывает его поклонников. В 1972 посетил США, чтобы получить
еще одну специальную премию "Оскар" - "за неоценимое влияние,
оказанное им на превращение кино в искусство 20 века". В 1975 королевой
Великобритании Елизаветой II возведен в рыцарское достоинство.