Биографии русскиx писателей
-
Эзоп -
Вариант 1
Вариант 1
Эзоп (др.-греч. ) — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э… Содержание Биография Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. Аристофан («Осы», 1446—1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов. Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,— все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э. Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII в. обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX в. довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох. Наследие Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста, и в III веке до н. э. были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 — ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э. В эпоху императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом, Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом. Около 200 н. э. Бабрий их изложил греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев. «Эзоповы басни», все составлены в средние века. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нём. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе — она даже и не греческого происхождения. Её источник — еврейская повесть о мудром Акирии, принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона. Сама повесть известна, главным образом, из древнеславянских переделок. Мартен Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания». Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом. На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году. Некоторые басни * Верблюд * Ягнёнок и Волк * Лошадь и Ишак * Куропатка и Курицы * Тростник и Оливковое дерево * Орёл и Лиса * Орёл и Галка * Орёл и Черепаха * Кабан и Лиса * Осёл и Лошадь * Осёл и Лиса * Осёл и Коза * Осёл, Грач и Пастух * Лягушка, Крыса и Журавль * Лиса и Баран * Лиса и Осёл * Лиса и Дровосек * Лиса и Аист * Лиса и Голубь * Петух и Диамант * Петух и Прислуга * Олень * Олень и Лев * Пастух и Волк * Собака и Баран * Собака и кусок мяса * Собака и Волк * Лев с другими животными на охоте * Лев и мышка * Лев и Медведь * Лев и Ишак * Лев и Комар * Лев и Коза * Лев, Волк и Лиса * Лев, Лиса и Ишак * Человек и Куропатка * Павлин и Галка * Волк и Журавль * Волк и Пастухи * Старый Лев и Лиса * Дикая Собака * Галка и Голубь * Летучая мышь * Лягушки и Змея * Заяц и Лягушки * Курица и Ласточка * Вороны и другие птицы * Вороны и Птицы * Львица и Лисица * Мышь и Лягушка * Черепаха и Заяц * Змея и Крестьянин * Ласточка и другие птицы * Мышь из города и Мышь из деревни * Бык и Лев * Голубь и Вороны * Коза и Пастух * Обе лягушки * Обе курицы * Белая Галка * Дикая Коза и виноградная ветка * Три быка и Лев * Курица и Яйцо * Юпитер и Пчёлы * Юпитер и Змея * Грач и Лиса * Зевс и Верблюд * Две лягушки * Два друга и Медведь * Два рака