Вариант 1
Народный артист России.
Родился 29 декабря 1936 г. в г.Тбилиси. Отец - Марцевич Евгений Михайлович (1911-1974). Мать - Крылова (урожд.Саранкина) Нина Алексеевна (1914-1980). Супруга - Марцевич (урожд.Салямова) Лилия Османовна (1952 г.рожд.), служащая в банке. Сыновья: Марцевич Кирилл Эдуардович (1974 г.рожд.), окончил училище им.М.С.Щепкина по классу Народного артиста СССР, профессора Ю.М.Соломина, работает в театре «Модерн» под руководством С.А.Враговой; Марцевич Филипп Эдуардович (1980 г.рожд.) - студент актерского факультета школы-студии МХАТ имени В.И.Немировича-Данченко.
Родители Эдуарда познакомились друг с другом в Народном театре, где Евгений Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работающий в Бакинском драматическом театре, вел студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сын, Эдуард, родился и провел первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр выехал на гастроли. Затем семья вернулась в Баку. Воспитываясь в актерской семье, мальчик часто бывал в театре, где он жадно впитывал все происходящее на сцене, чрезвычайно эмоционально воспринимая увиденное. Как-то в спектакле «Вагиф», в сцене убийства шута, которого играл отец, он стал так громко кричать и плакать, что пришлось срочно вывести его из зала.
Когда Эдуарду исполнилось три года, родители развелись. Но он все также продолжал бывать у отца в театре. Разлучила отца с сыном лишь война. Евгений Михайлович ушел на фронт. Попал в окружение, тяжело раненым попал в немецкий плен. Чудом остался жив. После войны вернулся на Родину, но не в Баку, а в Вильнюс. Устроился на работу в Вильнюсский драматический театр. К тому времени каким-то невероятным велением судьбы вместе с мамой, отчимом и сестрой именно в Вильнюсе уже находился Эдуард. Отец и сын вновь встретились...
Евгений Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом кружке в Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в этот клуб, во все кружки, какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения... Только в драматический кружок отец его не брал, боялся, вдруг у сына не окажется таланта. Но настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав как-то раз, как Эдуард читает стихи, Евгений Михайлович поверил в способности сына, взял его к себе в кружок, стал поручать большие, ответственные роли.
В Москву на вступительные экзамены в театральный ВУЗ юный Марцевич отправился смело, без колебаний, ведь у него за плечами был большой опыт актерской работы в спектаклях строгого профессионального отца! Но вдруг столкнулся с неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС, шли туры в других театральных школах. Его сразу пригласили на третий тур в школу-студию МХАТ. А в «Щепке» сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам». Так он стал студентом театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре на курсе знаменитого актера, режиссера и педагога Константина Александровича Зубова.
Курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э.Марцевичем учились будущая актриса Малого театра, ныне Народная артистка России Нелли Корниенко, Народный артист России Станислав Любшин... Актерское мастерство преподавали замечательный педагог и режиссер В.И.Цыганков, Г.Н.Дмитриев, возглавивший курс после смерти К.А.Зубова, и совсем тогда еще молодой В.И.Коршунов, ныне Народный артист СССР, директор и ведущий актер Малого театра. Дипломной работой Марцевича была роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия», поставленном В.Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили. Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.
Но незадолго до выпускных экзаменов Марцевич увидел в концертном исполнении отрывок из трагедии Шекспира «Гамлет» с Евгением Валериановичем Самойловым в заглавной роли. Образ Гамлета-Самойлова в сцене объяснения Гамлета с матерью из знаменитого спектакля 50-х годов, поставленного Н.П.Охлопковым в театре имени В.В.Маяковского, настолько потряс начинающего артиста, что он буквально заболел. Даже спать перестал, все думал о роли Гамлета. Подготовил самостоятельно отрывок из роли, показал сцену своим сокурсникам. Кто-то из «маяковцев» оказался на показе и предложил выступить в роли перед самим Охлопковым. А после выступления последовало приглашение на роль Гамлета в театр имени Маяковского!!! Более счастливого человека, чем был Эдуард Марцевич в те минуты его жизни, представить себе невозможно. Он еще студент, еще не сдал выпускных экзаменов, а тут такое неожиданное и лестное предложение! Играть сложнейшую шекспировскую роль, да еще в спектакле Охлопкова, где уже состоялись два Гамлета, созданные известными артистами Е.Самойловым и М.Казаковым... Кружилась голова, внутри все ликовало. Он прибежал в училище как безумный и стал кричать: я буду играть Гамлета, я буду играть Гамлета... Сокурсники приняли его за сумасшедшего. Роль Гамлета в 22 года?! Такого не было нигде и никогда.
После выпускных экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый театр, в школе которого он учился 4 года. Но в тот момент Гамлет оказался для Марцевича выше всего. Даже перспектива работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть эту роль.
Именно в роли Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене театра имени Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 г. В темпераментный, яростный спектакль Охлопкова, где противоположность мыслей и страстей героев, противостояние двух несовместимых миров достигало наивысшей точки, Марцевич вошел уверенно и отважно. Новый Гамлет был почти неправдоподобно юным, пронзительно искренним, пылким и ранимым и казался, на первый взгляд, совсем хрупким и беззащитным. Но этот трогательный юноша, почти мальчик, был способен явить недюжинную силу духа и бесстрашную решимость вступить в единоборство с извращенным, «вывихнутым» веком. «Это сама юность мира, перед которой отступает все грязное, низкое, вчерашнее», - писал драматург А.Штейн о Гамлете-Марцевиче. Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант Эдуарда Марцевича, его редкое сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми.
Следующая работа Марцевича в пьесе А.Н.Арбузова «Иркутская история» тоже вызвала огромный общественный интерес.
Поддержанный и направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях «Нас где-то ждут» А.Арбузова, «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» В.Пановой и других. А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, сыграл заглавную роль - одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.
Параллельно с работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличали глубокое постижение авторского замысла и стиля, тонкий вкус, мастерство исполнения. К тому же еще со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети» (1958 г.), Марцевич привлек к себе внимание серьезных кинорежиссеров. Б.Барнет пригласил его в свою картину «Аннушка», С.Бондарчук доверил роль Друбецкого в «Войне и мире», М.Калатозов поручил сыграть Мальмгрена в его, ставшем впоследствии знаменитом, имевшем большой международный успех, фильме «Красная палатка», в котором партнерами Марцевича выступали К.Кардинале, П.Финч, Ш.Коннери, Ю.Соломин, Н.Михалков, Д.Банионис...
Жизнь и карьера складывались более чем удачно и благополучно, но направление творческого пути артиста вдруг резко меняется. Смерть выдающегося режиссера Н.П.Охлопкова, которого Марцевич считает своим Учителем, авторитет которого был и остается для него неоспоримым, оборвала его работу в театре имени Маяковского. Уезжая на съемки «Красной палатки», он навсегда покинул театр, принесший ему первую известность и немало сценических побед, поскольку не видел для себя перспективы в коллективе, полностью менявшем свое художественное направление с приходом новых руководителей.
С 1969 г. Эдуард Евгеньевич Марцевич - артист Малого театра, которому, прерываясь на незначительное время, он служит уже 30 лет. Его возвращение в «альма-матер» - шаг естественный, логичный и закономерный.
Первые же роли, сыгранные Марцевичем на сцене старейшего драматического театра страны: Мешем в «Стакане воды» Э.Скриба, Дон Жуан в «Каменном хозяине» Леси Украинки, Аркадий Кирсанов в «Отцах и детях» по И.Тургеневу, доказали взаимную необходимость и взаимообусловленность Малого театра и Эдуарда Марцевича. Актер удивительно тонкой нервной организации, необыкновенной внешней и внутренней пластичности, сохраняющий непосредственность, искренность создал в 70-е годы такие сложные образы русского классического репертуара, как Алеша в «Униженных и оскорбленных» по Ф.Достоевскому, Кисельников в «Пучине» А.Н.Островского на сцене Малого театра и Пети Трофимова в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Райского в «Обрыве» по И.Гончарову, в спектаклях Л.Хейфеца, созданных для телевизионного экрана.
Марцевич упорно шел к своим главным сценическим работам. Назначенный дублером И.Смоктуновского на заглавную роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, поставленном Б.И.Равенских в 1973 г., он вышел на сцену в роли Федора только в 1983 г. Десять лет артист не переставал думать о роли, вести непрестанную внутреннюю работу над образом и надеяться. Он «выстрадал» роль, сыграл ее мудро, свежо, сильно и продолжает играть до сих пор, выявляя в своем герое его генетическую связь с грозным отцом, деспотом и тираном, царем Иоанном IV, который сам Федор и старается побороть.
Почти одновременно с Федором в спектакле «Заговор Фиеско в Генуе» Марцевич создал сложный трагически раздвоенный образ шиллеровского Фиеско - человека вдохновенного, рожденного для доблести и славы, но сгорающего в огне собственного честолюбия и неуемной гордыни, губящего себя властолюбием и предательством собственных идеалов. А месяцем раньше шиллеровского героя появился импозантный, обаятельный, утонченный, но циничный, лицемерный, бессердечный, лишенный морали Иван фон Крижовец в пьесе «Агония» классика югославской литературы М.Крлежи.
Все эти роли выпали на весну 1983 г., которая стала звездным часом в судьбе Эдуарда Марцевича. В это же время Марцевич по-новому совершенно неожиданно раскрылся в своей следующей крупной работе на сцене Малого театра. в спектакле «Рядовые» А.Дударева, посвященном подвигу солдат Великой Отечественной войны, он сыграл роль Дугина с благородной, трагической сдержанностью, с оттенком сухой горечи, сильно, мужественно и строго.
Но не только лирика и романтика, героические и драматические проявления характерны для артистической индивидуальности Эдуарда Марцевича. Ему подвластна и острая характерность. Юмор, вдохновенное лицедейство и необыкновенная сценическая заразительность артиста способствовали созданию таких выразительных, художественно-завершенных образов, как Репетилов («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Веточкин («Холопы» П.П.Гнедича), Князь К. («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Лыняев («Волки и овцы» А.Н.Островского).
В кино Марцевич также выступает в различных жанрах, использует многообразные стилистические решения, создает непохожие, разноплановые, запоминающиеся характеры. Марцевичу удается сотворить емкие, выразительные экранные образы, такие, как великий немецкий поэт Генрих Гейне («Карл Маркс. Молодые годы»), утонченно-изысканный, ироничный лорд Горинг («Идеальный муж»), человек сложной биографии, мучительно ищущий свой путь в жизни священник Александр («Ищу мою судьбу»). Успех сопутствовал также ролям, сыгранным артистом в фильмах «Отзвуки прошлого», «Женщина в белом», «С вечера до полудня», «Казино», «Пчелка» и многих других. Всего артист снялся более, чем в 60-ти картинах.
В 1987 г. Эдуарду Марцевичу присвоили звание «Народный артист России». В настоящее время актер продолжает работать в кино и регулярно выходит на сцену Государственного Академического Малого театра в пяти сложнейших ролях русского классического репертуара. Играет упомянутых выше князя К. и Лыняева, а также чеховского Войницкого в «Дяде Ване» и двух исторических персонажей в трагедиях А.К.Толстого: царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле и Василия Шуйского в «Царе Борисе».
Последней сценической работой Э.Марцевича стал срочный ввод в спектакль «Не было гроша, да вдруг алтын» на роль Крутицкого вместо заболевшего Е.В.Самойлова. В данном случае Марцевич-актер выручил Марцевича-режиссера, ибо этот пользующийся большим успехом у зрителей спектакль поставил он сам.
Еще в начале своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал, поставил и вместе с З.Андреевой играл в концертном варианте спектакль «Белые ночи» по Ф.Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И, наконец, пришло решение заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год оторвался от театра и уехал в литовский город Паневежис к известному режиссеру Ю.Мильтинису обучаться профессии режиссера-постановщика.
По окончании режиссерского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию, поставив в Паневежисском театре «Старый дом» А.Казанцева, а затем в разные годы «Обыкновенную историю» по И.А.Гончарову и «Иванова» А.П.Чехова. В своем родном Малом театре он тоже выпустил три спектакля. Поставил пьесу А.Стриндберга «Отец», в которой сам исполнил главную роль Ротмистра. Затем комедию А.Н.Островского «Не было гроша, да вдруг алтын», для которой избрал на главную роль одного из самых любимых и почитаемых актером современного театра Евгения Валериановича Самойлова. И совсем недавно, в конце 1998 г., осуществил постановку собственной инсценировки романа Л.Н.Толстого «Воскресение», в которой стремился раскрыть сложные философские, религиозные и морально-этические убеждения автора, обнажить перед сегодняшним зрителем духовно-нравственные искания и социальные побуждения его героев.
Э.Е.Марцевич - член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995 г.), член Союза кинематографистов (1975 г.), член Союза театральных деятелей России (1962 г.). Награжден орденом Дружбы (1997 г.), медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».
В редкие, свободные от работы минуты Эдуард Марцевич больше всего любит перечитывать любимых авторов, преимущественно классиков: А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, В.Шекспира, Л.Н.Толстого; слушать музыку, главным образом классическую (Моцарт, Чайковский, Шуберт, Гайдн, Шнитке, Рахманинов). Любюмые артисты - Н.К.Симонов, И.М.Смоктуновский, Лоуренс Оливье, Марлон Брандо.
Еще ему нравится выезжать на природу. Например, в необъятные костромские леса, в неохватные взглядом поля вокруг бывшего имения А.Н.Островского, ныне дома творчества «Щелыково» или к себе на дачу под Москвой. При этом он не признает ни рыбалки, ни охоты, даже так называемой тихой, ни копания в саду или огороде. За природой, жизнью леса, неба, озера он любит только наблюдать. Вообще, по натуре Эдуард Евгеньевич - созерцатель. И когда речь не идет о профессиональной работе, он склонен скорее к наблюдениям и размышлениям, нежели к активным действиям.
В небольшой квартире Марцевичей нашел приют и пес Адольф, названный так в честь ротмистра Адольфа - героя артиста в спектакле «Отец».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/