Вариант 1
Перевезенцев С. В.
Авраамий Палицын (в миру — Аверкий Иванович сын Палицын) (ок. 1550 –1626) — один из самых известных церковно-политических деятелей и писателей XVII столетия.
Родом он был из детей боярских Московского уезда, из старинной служилой дворянской семьи. Ее родоначальником считался воевода Иван Микулаевич, выехавший на Русь из Литвы в 1378 г. и получивший среди москвитян прозвище "Палица", так как в бою предпочитал биться своим излюбленным видом оружия — железной палицей весом в полтора пуда.
К началу 90-х годов XVI века Аверкий Палицын достиг чина воеводы, был "государевым посланником" на Русском Севере, участвовал в отражении набега крымцев. В 1587–1588 гг. по неизвестным причинам подвергся опале со стороны Бориса Годунова, был сослан, а его имущество конфисковали. Не ранее 1597 г. он принимает монашеский постриг в Соловецком монастыре под именем Авраамия. В 1602 г. стал келарем (экономом) Соловецкого монастыря. В 1608 году Авраамий Палицын становится келарем Троице-Сергиева монастыря и, фактически, вторым лицом в монастырской иерархии после архимандрита. Сам монастырь в то время был очень богат, поэтому келарь Авраамий приобретает значительное политическое и экономическое влияние на царя Василия Шуйского. Во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовскими войсками в сентябре 1608 — январе 1610 гг. Авраамий Палицын, по распоряжению царя, находился в Москве. Здесь он, с одной стороны, добивался царской помощи для осажденных в монастыре, а, с другой стороны, помогал продовольственному снабжению самой Москвы, неоднократно сбивая спекулятивные цены на хлеб. В 1611 году Авраамий Палицын находился в Смоленске и принимал участие в переговорах с польским королем Сигизмундом, но вскоре вернулся в Троицу и, вместе с тогдашним троицким архимандритом Дионисием стал соавтором патриотических посланий, побуждавших русский народ бороться с польскими захватчиками. Эти грамоты оказали значительное влияние на общие национально-освободительные настроения в России, в частности, став одним из побудительных мотивов к формированию войск народного ополчения. Активно содействовал примирению и объединению разных ополченских формирований. Действенную помощь оказывал Авраамий Палицын и народному ополчению под командованием Минина и Пожарского, освободившему Москву. В 1613 г. принял участие в Земском соборе, на котором решался вопрос об избрание нового русского царя. Подпись Авраамия Палицына стоит под "Грамотой утвержденной" об избрании на царство Михаила Романова. В 1613 — 1618 гг. деятельно занимался восстановлением
Троице-Сергиевой обители и монастырского хозяйства. В 1618 г. в течение года возглавлял монастырь. Летом 1620 г. Авраамий оставил обитель и последние восемь лет жизни он провел в Соловецком монастыре, где скончался и был похоронен.
Авраамий Палицын — автор нескольких посланий, а также выдающегося в художественном отношении произведения о Смуте — "История в память предьидущим родом" (состоит из 77 глав), крайне популярного в последующие времена (известно 226 ее списков XVII—XIX вв.). В первых главах этого сочинения (1 — 6) излагаются события от смерти Ивана Грозного до начала правления Василия Шуйского. Основную часть всей "Истории" составляет описание осады Троице-Сергиевой обители — с 7 по 56 главы (первая редакция). Собственно говоря, именно прославление монастыря и подвига его защитников, спасших обитель от разорения, и составляло главную задачу всего труда Авраамия Палицына. Именно эти главы и стали наиболее популярны и наиболее читаемы в России под названием "Сказание Авраамия Палицына". В главах с 57-й по 77-ю рассказывается о разорении и освобождении Москвы, об избрании на престол Михаила Федоровича и о вторжении польского королевича Владислава. По мнению исследователей, главы о Троицкой осаде появились не позднее 1617 г., а начальные и заключительные главы — в 1618–1619 гг. Находясь в Соловецком монастыре, Авраамий составил вторую редакцию своего сочинения, которая известна в трех списках.
В первых главах своего сочинения Авраамий Палицын подробно анализирует причины Смуты, толкуемые им как грехи русских людей перед Господом. В частности, первым грехом, по его мнению, стало убийство Борисом Годуновым молодого царевича Димитрия. Главный же грех, — "всего мира безумное молчание", — трактуется Авраамием Палицыным как подавление общественной инициативы, обернувшееся своеобразным социальным эгоизмом. Ведь в решающий момент, оставшись без законного царя, "безумно молчащее" русское общество не смогло достойно перенести это испытание и распалось на отдельные противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами. В итоге, государство пришло в упадок, а безначальная русская земля "побрела розно". В этом и заключалась суть Божиего наказания, допустившего то, что Россия впала в пучину "самовластия" — "И сего ради попусти ны в самовластии быти".
Но наибольшее внимание автор уделяет истории Троицкой осады. Как известно, Троицкая обитель еще с конца XIV столетия почиталась на Руси своего рода главным духовным центром, оплотом Божией благодати, а основатель монастыря преподобный Сергий Радонежский рассматривался как один из основных небесных заступников за Русскую землю. Стоит напомнить, что именно Сергию Радонежскому было дано первое на Руси видение Богородицы, которая обещала преподобному Свое покровительство монастырю.
В период Смуты религиозно-мистическое значение Троицкой обители возросло еще более существенно. За осадой монастыря, продолжавшейся почти полтора года, с тревогой и надеждой следила вся Россия. Сами сражения под стенами обители рассматривалась как один из символических моментов борьбы между добром и злом. Ведь падение Троице-Сергиевого монастыря для религиозно-мифологического сознания русских людей той поры было равнозначно исхождению благодати от Русской земли, — если Богородица отступилась от монастыря, а преподобный Сергий не может вымолить ее заступничества за свою обитель, значит и Сам Господь отвернулся от России. Таким образом, защита Троице-Сергиевого монастыря приобретало общенациональное значение.
Свидетельством того, что Господь продолжает заботиться о монастыре, а значит и обо всей России, стали многочисленные чудесные видения, происходившие во время осады. Б.В. Кузнецов подсчитал, что по разным источникам можно найти, как минимум, 23 оригинальных сообщения о видениях в Троицком монастыре во время осады. Основная часть этих сообщений, — 18 рассказов, — находится в "Сказании Авраамия Палицына".
Собственно говоря, целью Авраамия Палицына и было то, чтобы показать своим читателям, как божественные силы являли свою поддержку обители в трудные для нее времена. Поэтому в описание тех или иных событий, происходивших в монастыре, Палицын органично включает и записи свидетельств о чудесных видениях. Причем видений удостаивались как защитники монастыря, так и осаждавшие. Первые всячески ободрялись явившимися к ним святыми, вторые же, наоборот, слышали в свой адрес грозные пророчества.
Центральной фигурой видений был, конечно же, преподобный Сергий Радонежский. Именно преподобный Сергий выступает своего рода организующим началом для других русских святых, приводя их с собой, побуждая к молитве за спасения монастыря. Так, вместе с Сергием несколько раз являлся его ученик Никон, ставший игуменом Троицкого монастыря за полгода до смерти самого основателя. Приводит Сергий и других бывших иноков — Михея, Варфоломея, Наума (Михей — это инок, который был свидетелем явления Сергию Богородицы; Варфоломей и Наум по другим источникам неизвестны). Обращается преподобный Сергий и к московским чудотворцам, с просьбой о молитве за монастырь. В одном же случае Сергий превращается в грозного начальника, — он распекает святого Серапиона Новгородского за неучастие в общей молитве святых Господу и Богородице, после чего Серапион раскаялся и вознес усердную молитву: "Отче Серапионе, почто умедлилъ еси принести моление ко всесилному Богу и Пречистей Богородицы?"
Согласно "Сказанию Авраамия Палицына" цели явлений святых были разнообразны. Например, одного из важнейших видений был удостоен тогдашний архимандрит монастыря Иоасаф. Усердно молящийся перед иконой Богородицы, он, оказавшись в "тонком сне", узрел преподобного Сергия, поведавшего о том, что Божия Матерь продолжает оберегать обитель: "… Предстоит бо и молится Богу о обители и о вас Святая Пречистая Богородица и Приснодева Мариа с аггелскими лики и со всеми святыми". В других случаях святые укрепляли волю защитников, ободряли их, предупреждали о возможных атаках противника, подсказывали, как вылечиться от болезней и т.д.
Осаждавшие же крепость войска множество раз были свидетелями различных страшных знамений и чудесных видений. В этом отношении сбывалось "жестокое" пророчество, данное Сергием Радонежским гетману, командующему войсками: "Молбу на вас, злодеевъ, сотворю вышнему Царю, и во веки осуждени будете мучитися в геонских муках".
Ополчался на осаждавших монастырь не только Сергий, но и архангел Михаил. После того, как во время обстрела был поврежден образ архангела Михаила, он явился архимандриту, "лицо его, как свет, сияло, в руке он держал скипетр" и говорил он противникам: "О врази лютори! Се ваша, беззаконницы, дерзость и до моего образа доиде. Всесилный же Богъ воздастъ вам въскоре отмщение". Стоит напомнить, что архангел Михаил считается предводителем ангельского воинства, архистратигом. Это самый грозная фигура в православной символике, самый "опасный" представитель небесных сил. К нему за помощью старались обращаться в случае крайней нужды. И в данном случае явление и обещание архистратига Михаила несомненно внушало большие надежды защитникам обители.
Между прочим, на следующий день после угрозы архангела Михаила многие видели, как во главе отряда защитников монастыря оказался небесный всадник — "лице же его, яко солнце, конь же под ним, яко молния блистаяся". Этот всадник помог захватить вражеские орудия, после чего исчез. А вскоре осаждавшие крепость видели под стенами старца на коне, который грозил им обнаженным мечом, а потом тоже исчез.
Реакция, как защитников монастыря, так и осаждавших его, на все эти видения была различна. Защитники монастыря в большинстве случаев к видениям прислушивались, — служили молебны, исполняли указания. Впрочем, иногда, и смеялись. Осаждавшие монастырь тоже в иных случаях реагировали на угрозы, — переходили на сторону защитников, уводили войска из-под стен обители. В других случаях, реакции не было никакой.
Чудесные видения, несомненно, сыграли немаловажную роль в защите Троице-Сергиевой обители, укрепляя дух ее защитников и являя им, и всей России, примеры Божиего покровительства. В свою очередь, защитники монастыря с честью выдержали осаду, укрепив соотечественников и вселив в их сердца надежду на общую победу. Ибо спасение Троице-Сергиевой обители означало самое главное, — Божия благодать продолжала сохраняться и над монастырем, и над всей Россией. Поэтому можно сказать, что Троицкие видения несомненно имели общенациональное значение.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/