Вариант 1
Работа лауреатов I Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению
Введение
Наше поколение называют «царские» дети, которые сидят на сундуке с сокровищами, ключ от которого потерян. Под ключом к национальному богатству подразумевается вера. От отца к сыну на Руси передавалась вера в Бога и любовь к родной земле. Во славу Божью наши предки строили храмы, писали иконы – «украсно украшали» землю и оставили её нам в наследство. Эта красота – видимое отражение духовной и нравственной жизни русского народа.
Национальное богатство России составляют не только памятники материальной, но и духовной культуры. Культурным наследием являются нравственные ценности и традиции, которые впитывал человек с молоком матери и передавал из рода в род. Не зря академик Д.С.Лихачёв понимал культуру как память. К числу забытых ныне добродетелей относится – благочестивый образ жизни, богобоязнь, почитание родителей. Как же вернуть историческую память, восстановить культурное наследие нам, Иванам, родства не помнящим?! Очевидно, что следует вспомнить и восстановить утраченные традиции, «реставрировать» их вместе с храмами и иконами.
В нашей школе мы решили заново перечитать историю городского храма. Восстановить имена славных земляков, которые строили это церковное здание и оставили его нам в наследство. Кто были эти люди, что покоятся на церковном погосте? Как жили они? Может ли их образ жизни служить примером нам, молодым одинцовцам? Задавшись такими вопросами, участники нашей краеведческой секции обследовали остатки церковного некрополя, составили опись уцелевших надгробных плит, навели справки у священнослужителей, которые по долгу службы беседуют с долгожителями и владеют драгоценной информацией о прошлом, выявили имена городских старожилов, получили доступ в архив, где хранятся клировые ведомости Гребневского Храма (рукописный документ, который содержит сведения о церкви, священнослужителях, прихожанах).
Мы поставили перед собой цели:
• восстановить историю строительства храма во всей полноте;
• пробудить интерес к истории города и его храма;
• приобрести навыки научной работы;
Для выполнения намеченных целей мы поставили следующие задачи:
• составить синодик (поминальный список) Гребневского храма;
• проследить жизненный путь Н.Патрикеева, познакомиться с образцами благочестивой жизни тех, кто жил на этой земле до нас;
• применить полученные знания на практике.
В ходе поисковой работы мы применяли такие методы:
• метод наблюдения
• анализ литературы и архивных материалов
• метод беседы и интервью.
Исследуя фонды Одинцовского архива, мы обнаружили метрические книги разрозненные, не по всем годам. Метрическая книга или клировая ведомость представляет собой амбарную тетрадь, которую заполняли по трём направлениям: о рождении, о венчании, о погребении. Для составления синодика нас интересовало последнее. Исследуемые книги представляют собой рукопись, выполненную чернилами, тонким пером, иногда каллиграфическим почерком с завитушками, иногда попорченную временем и плохо читаемую. В книге за 1910 год в июне месяце мы обнаружили запись о смерти и погребении на церковном кладбище Н.Патрикеева. Получили информацию о его социальном статусе (крестьянин), месте его рождения (Владимирская губерния и уезд, Черкутинская волость д. Курбяниха). В метрической книге за 1904 год в ноябре месяце отыскали запись о рождении внучки Патрикеева.
От старожилов – прихожан мы узнали адрес внука Патрикеева, познакомились, взяли интервью, записали беседу на диктофон. К этой записи мы возвращались много раз при составлении семейной генеалогической таблицы.
После обработки архивных данных и информации, полученной в беседе с внуком Патрикеева, мы установили, что под камнем покоится ктитор. Благотворитель Гребневского храма расширил храмовое пространство, достроив два придела, трапезную и колокольню.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Гребневский храм – самое красивое здание нашего города является и самой старинной постройкой, ему два века. На церковном погосте Гребневского храма за два столетия упокоились лучшие жители Одинцова. Церковное кладбище было разорено в годы безвременья. В память о «всех окрест Святого Храма погребенных» церковь поставила деревянный крест.
Строился храм в два приема с разницей во времени сто лет. Самая старая часть – купольная двусветная ротонда. Так называют круглую в плане церковь с окнами, расположенными в два этажа. Эта постройка была возведена стараниями Елизаветы Зубовой, которая была владелицей села.
Сто лет спустя, в конце 19 века, село разрослось, число жителей увеличилось, храм стал тесным. Прихожане обратились с прошением к митрополиту о расширении храма. В прошении говорилось, что здание «не может вместить всех богомольцев, особенно в двунадесятые праздники и летнее время, когда дачники приезжают на жительство.… Находятся жертвователи, которые желают расширить трапезу с устройством в ней двух пределов… Старую колокольню, препятствующую расширению, необходимо сломать и вместо неё построить новую».
Строительное управление Московского губернского правления утвердило проект и разрешило произвести строительные работы. Архитектор Веригин удачно соединил новое здание с классической ротондой. Мы знаем, что всякое строительство требует финансовых вложений. Откуда берутся деньги? Находятся жертвователи и благотворители. Благотворитель – человек, оказывающий материальную помощь из милости. Нам известны имена многих жертвователей одинцовцев. Давайте вспомним одного из них – Николая Андреевича Патрикеева.
Патрикеев был уроженцем Владимирской губернии, простой крестьянин. Как и все его земляки, Николай Андреевич ездил на заработки в Орехово-Зуево. Смолоду крестьянский сын отличался деловой хваткой. В Орехово-Зуеве его приметил Савва Морозов – знаменитый заводчик. Он дал ему денег на покупку земли в Одинцово. На этой земле была построена мастерская по производству деталей – «погонялок», нужных для ткацкого производства, и маленький домик. Николай Андреевич поднимает свое дело – обзаводится ткацкой фабрикой и работает на Савву Морозова. Морозов, увидев маленький домик Патрикеева, не оценил его: «Разве может так жить предприниматель?» Он присылает в Одинцово рабочих, материалы, и в районе нынешней «Дубравы» возвысился добротный дом. Дом этот был о двух этажах, имел паркетный пол, голландские печки, украшенные изразцами. В доме находились два иконостаса, хранились святыни, привезенные с Афона.
Женился Николай Андреевич на своей землячке, крестьянской дочери Екатерине Ивановне. Их родители дружили между собой и, породнившись, - объединили капиталы. Николай Андреевич взял к себе разбитого параличом отца, а потом захоронил на Гребневском церковном погосте. Екатерина Ивановна оказалась хорошей хозяйкой и супругой, родила восьмерых детей, четверо из которых остались живы. Жена пережила мужа на 33 года.
Как человек становится верующим? Как стучится вера в сердца людей? К каждому по-разному. У Патрикеевых это случилось так. Их первенец – Мишенька не ходил до трех лет. Огорченные родители отправились на богомолье в монастырь. Молились горячо и искренне. Вернулись домой уставшие, сели пить чай. А сынишка пополз до первого косяка, оперся на него, поднялся и… пошел.
Устроитель Одинцовского храма страдал сахарным диабетом и скончался рано, в 1910 году. На территории храма сохранилось лишь несколько надгробных памятников. Один из них из черного камня имеет надпись: «Николай Андреевич Патрикеев, скончался 29 июня 1910 года. Жития его было 52 года».
Кто же был этот человек, если упокоился на таком почетном месте, и само время пощадило надгробный камень? Это был церковный староста, благотворитель. Его стараниями был расширен Гребневский храм, возведена колокольня, два придела и трапеза. Один из приделов освящен в честь Николая Мирликийского чудотворца, тезоименитного святого последнему Российскому императору Николаю II. Придел освящался на Николу летнего (22 мая) во время коронации царя. Так одинцовцы выразили свои верноподданические чувства.
Но мы теперь знаем, что Николай чудотворец был тезкой и строителю придела – Николаю Патрикееву. У алтаря Никольского придела покоится его прах, а надгробный памятник Патрикееву стоит отдельно – у ограды. Мы, как благодарные потомки, обязаны почтить память наших земляков, которые жили на Одинцовской земле раньше нас и трудились во благо. Наша святая обязанность – восстановить историческую справедливость, вспомнить их славные имена, благородные дела и рассказать об этом будущим поколениям.
В нашем городе, рядом с храмом, живет внук благодетеля, который носит ту же фамилию – Патрикеев Николай Иванович. В беседе с Николаем Ивановичем нам удалось узнать о родословной семьи следующее:
«Мой прадед, Андрей Васильевич Патрикеев был уроженцем Владимирской губернии, простой крестьянин, имел дочь и троих сыновей:
– Григория – сына неприспособленного к жизни, которому в ведении хозяйства помогали братья (впоследствии он по халатности сгорел на печке во время сушения льна).
– Василия – сына, служившего в армии Александра III. После службы Василий Андреевич открыл магазинчик в с. Коломенское под Москвой. Женился. Детей у него не было. Был похоронен в одной могиле с отцом – Андреем Васильевичем.
– Николая – сына, ставшего благотворителем Гребневского храма».
Старший сын Николая Андреевича – Михаил, продолжил дело отца. Он женился (супруга Анна Александровна), имел двоих детей: сына и дочь. Сын умер, а дочь Лида дожила до 89 лет. В 1928 году Михаила Николаевича репрессировали и выслали в город Свердловск. Умер он в Москве во время Великий Отечественной войны. Его супруга, попав под репрессию, сидела в тюрьме. Умерла в 1969 году в 86-летнем возрасте.
Мария Николаевна, второй (из оставшихся в живых) ребенок в семье, родилась в 1882 году. Вышла замуж в Ивановскую область. Родила троих сыновей и дочь. В 1924 году переехала в Одинцово и жила во второй половине дома Патрикеевых.
Александра Николаевна родилась в 1892 году. Закончила Институт благородных девиц в Москве, знала несколько иностранных языков. Отыскался ей жених армянин. Но глава семейства – Николай Андреевич был прям и крут характером. Как только узнал, что жених другой веры, сказал, как отрезал: «Не бывать этому, ведь мы православные». Но по воле судьбы свадьба с иностранцем все же состоялась, после смерти отца. Александра вышла замуж за перса. Он принял православную веру и при крещении его нарекли Михаилом. Занимался торговлей. От этого брака у Александры родилось четверо детей. Первенец умер и был захоронен в могилу к деду. Судьба Александры Николаевны и её детей сложная. Она эмигрировала из России. Её старшая дочь Лёля , 1918 г. рождения, хорошо знала иностранные языки. Во Франции вышла замуж за эмигранта. Детей не было. В качестве переводчика приезжала в Россию. Средняя дочь Зоя получила увечье во время Великой Отечественной войны, скончалась. Младшая дочь Мария вышла замуж за американского летчика, живет в Америке, имеет сына и дочь.
Иван Николаевич родился в 1896 году. Учился в комиссаровском техническом императорском училище. Не закончив училище, был в 1916 году призван в царскую армию солдатом. Когда началась революция, Иван из Питера приехал домой. Во второй половине дома жил комиссар Беляев, который склонил Ивана написать заявление о добровольном вступлении в Красную армию. Служил Иван Николаевич в пограничном отряде, в отделе по борьбе с разрухой. Был ранен. Случилось так, что председатель комитета бедноты пришел выселять Патрикеевых из дома. Положение Ивана Николаевича спасло семью.
Дом после смерти Николая Андреевича был записан на бабушку, Екатерину Ивановну. Со временем в дом вселят жильцов.
Крепко связан с прошлым семьи Патрикеевых Николай Иванович, наш земляк бывший сотрудник ГАИ. Из далекого детства в его памяти остались приходы в дом на Рождество, Пасху отца Александра, настоятеля Гребневского храма. Мальчик хорошо запомнил этого доброго человека, который разрешал ему подержать ключи от храма, а потом, перекрестив, одаривал маленького Коленьку конфеткой. Незадолго до закрытия Гребневского храма отца Александра арестовали.
Когда в Одинцово затеялось строительство торгового комплекса «Дубрава», дом снесли (в 1977 году), хотели выломать нарядные изразцы, дубовые паркетные плиты, но не сумели вынуть, прочно они были вделаны. Семья получила взамен от города трехкомнатную квартиру в пятиэтажном доме. Неподалеку от храма по сей день живет внук Николая Андреевича Патрикеева. Он бережно хранит пожелтевшие фотографии, с любовью рассказывает о своих предках и родственниках. Хранит он и реликвии: кипарисовый крест из Иерусалима, украшенный перламутровыми пластинами, образ Спасителя из дедовского иконостаса и церковную награду своего деда – орден от Святейшего Синода.
А мы, жители Одинцова, построили новый храм у Смоленского тракта в честь Георгия Победоносца. Строительство привлекло новых жертвователей и благотворителей, таких, каким был Николай Андреевич Патрикеев
По принятому на Руси обычаю благочестивых людей хоронили рядом с храмами или в монастырях. Имена умерших вносили в синодик (поминальный список) для молитвенного поминовения. Кто же удостаивался почетного права быть погребенным в церковной ограде? Во все времена это были боголюбивые люди, которые жили по заповедям, строгим правилам благочестия, служили Богу и народу, а не земным интересам, вели духовный образ жизни.
На протяжении веков русская история слагалась духовными людьми. Они благоустраивали и украшали землю русскую, слагали духовные традиции, формировали самобытную культуру России, оставили нам, потомкам, богатое наследие. Одним из проявлений благочестия было строительство храмов. Храмоздателей Церковь называет благотворителями и благоукрасителями, возносит за них молитвы и погребает на церковном кладбище. Церковный погост Гребневского храма в городе Одинцово слагался в течение двух веков и был разорен в атеистические годы.
Секция «Духовное краеведение» научного общества СОШ № 8 поставила задачу – составить список погребенных у стен Гребневского храма. Восстановленный синодик Гребневского некрополя хранит память о наших предках – земляках. Работа с архивными документами, поиск родственников-потомков, беседа с ними, составление генеалогических таблиц возродят традиции духовной культуры, откроют новые имена и краеведческие материалы, которые станут основой книги об истории городского храма. В настоящее время выявлено тридцать имен разоренного некрополя. Среди них славное имя благотворителя Николая Андреевича Патрикеева.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа была успешной, плодотворной и результативной. Было положено начало составлению синодика Гребневского храма – выявлено 30 имён людей, захороненных на церковном погосте.
Восстановлены некоторые пробелы истории строительства храма, который возводился в 2-а этапа с разницей в 100 лет. Освящение 2-х новых приделов состоялось 22 мая 1896 года в день празднования церковью перенесения мощей Николая Мирликийского чудотворца и совпало с коронацией последнего императора России Николая I.
Было установлено, что благотворителю Гребневского храма Н. Патрикееву, оказавшему помощь в пристройке к храму 2-х приделов, был поставлен надгробный памятник.
Были найдены потомки жертвователя и составлено генеалогическая схема семьи Патрикеевых.
Прослежен жизненный путь благотворителя, который отличается назидательностью и является примером благочестивой жизни, щедрого благотворения.
Собран семейный фотоархив Одинцовского благодетеля, который в том числе воссоздаёт образ дореволюционного прошлого Одинцова (дом Патрикеева стоял на месте современного торгового центра «Дубрава»).
Наше исследование нашло практическое применение, оказалось востребовано жизнью:
1)экскурсия по территории храма, которую проводят участники секции краеведения, была дополнена новым экскурсионным объектом и рассказом о благотворителе Н. Патрикееве.
2) Сведения, найденные в архиве, были переданы автором рукописи будущей книги «Страницы духовной истории Одинцовской земли».
3) Восстановлена утраченная фотография на памятнике Н. Патрикееву этому предшествовала экскурсия для учеников начальной школы, которые, узнав эту замечательную историю, объявили сбор средств для оплаты керамической фотографии благодетеля-земляка. Местная гранитная мастерская отозвалась на порыв школьников и вызвалась прикрепить безвозмездно фотографию на камне. В день тезоименитства Николая Патрикеева (день Николы Летнего 22 мая), в рамках празднования дней славянской письменности к восстановленному памятнику были приглашены «жертвователи»-школьники, администрация школы № 8, потомки благотворителя, местное телевидение, священство храма. Состоялась торжественная церемония. Было сказано похвальное слово о благотворении столетней давности. Взволнованно выступали дети и взрослые, была отслужена панихида. Эту акцию показало местное телевидение, и осветила газета «Новые Рубежи».
4). Состоялась паломническая поездка на родину жертвователя в Суздальское ополье.
5). Завязалась дружба прихожан Гребневского храма и храма в честь Зачатия Иоанна Предтечи на Суздальской земле. Одинцовцы помогают восстанавливать храм на родине своего благотворителя Н.Патрикеева.
Научный поиск преобразил нас. Родная Одинцовская земля стала ближе, новые знания укоренили нас на малой Родине. Мы повзрослели, овладели навыками научной работы, стали коммуникабельней, определили круг жизненных интересов, определяемся в будущей профессии.
Список литературы
1. Метрические книги, данные из Московской Духовной Консистории Звенигородского уезда в Гребневскую в селе Одинцове церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших за 1881 г., 1883-1886 г.г., 1897 – 1899 г.г., 1901- 1904 г.г., 1908 г., 1910 г., 1912 г., 1914 г., 1915 г.
2. Одинцовская земля. Энциклопедия сел и деревень Подмосковья. М. 1994 г.
3. Одинцово. Время и люди. М. 1997 г.
4. Протоиерей Олег Пэнэжко. Звенигород. С-Сторожевский монастырь и храмы Одинцовского района. Владимир, 2006 г.
5. Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М. 2005 г.
6. Священник Сергей Молотков. Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни. Санкт-Петербург, 2005 г.
7. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. М. 2005 г.
***
РЕЦЕНЗИЯ
Автор представил отличную, исключительно информативную, значимую по своему содержанию и актуальности исследовательскую работу.
Работа структурирована (введение, основная часть, заключение, список использованной литературы). Сформулированы: цель, задачи, методы исследования, реализация которых отражена в аргументированных выводах, дана характеристика использованных источников. Проведенное исследование свидетельствует о глубине и самостоятельности мышления, гражданской позиции и истинном народном патриотизме автора, его творческих способностях, владении культурой письменной речи.
Надо отметить, что содержание работы по своему масштабу и глубине выходит за рамки заявленной темы. Проявилась во многом утраченная современниками способность автора видеть и оценивать каждый малый факт в структуре целого явления. Работа представляет ценность в области истории, источниковедения, генеалогии, биографики, краеведения. В числе серьезных практических результатов исследования: собранный семейный архив рода Н.Патрикеева, воссоздание синодика храма и др. Работа востребована.
Нельзя не отметить (это подчеркивает и автор) то духовно-нравственное, благотворное влияние, какое оказало изучение истории храма, его некрополя, судеб представителей рода Патрикеева, на самого автора и его сподвижников.
Остается поздравить Вас, Элина, с приобретенным опытом исследовательской работы и полученными результатами, свидетельствующими о том, что возрождение традиционной отечественной культуры без обращения к религии невозможно. Доброго Вам пути на ниве служения Отечеству!
Рецензент: Иноземцева З.П., кандидат исторических наук.