Вариант 1
Официальные биографы называют
Пабло Пикассо самым знаменитым художником ХХ века. Но сказать так, значит не
сказать ничего. Это титан, арт-карьера которого длилась 80 лет! Кроме картин,
из-под его рук вышли тысячи скульптур, графических работ, керамических изделий,
литографий, поэтических произведений и поделок из самых разных отбросов
цивилизации. Он трансформировал искусство так, как никто другой в этом веке. И
по ходу Пикассо изменил жизнь семи неординарных женщин. Он брал их души,
впихивал их в свои немыслимые произведения, а своих муз превращал в
сумасшедших, разбитых и мертвых...
СТАРТ. Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанской Малаге,
его отцом был профессор рисования Хосе Руиз. Уже в 10 лет Пабло был маньяком
рисования, чем несказанно радовал родителей, которые видели его доктором
академического искусства. Честолюбивый отец устроил первую выставку Пабло,
когда тому было 13 лет. С самого детства рядовая фамилия отца не нравилась
Пабло, и он использовал девичью фамилию матери, Марии Пикассо. Через несколько
лет это имя знала уже вся Испания - картина "Милосердие" получила
премию Мадридской выставки.
Семейная мечта о профессоре классического рисунка разбилась в
сопли, когда поступивший в Мадридскую королевскую академию Сан-Фернандо Пабло
обозвал всех преподавателей тупыми и стал проводить время не на лекциях, а в
кафе и борделях города, изучая настоящую жизнь. Единственной культурной Меккой
юного Пикассо стал музей Прадо, где парень открыл для себя Веласкеса, Эль
Греко, Мурильо, Гойу, чьи работы он еще тысячу раз трансформирует в своей
длинной жизни. Вскоре вместе с дружком Карлосом Касагемасом Пикассо отправился
завоевывать Париж...
Там родился гениальный "голубой период", названный так
по преобладанию в его работах того времени голубого и серого цветов. Темы работ
- люди в дэнс-холлах и кафе, столичная жизнь, любовники... Любовь пока ходит
вокруг да около Пикассо, не попадая в его сердце. А друг Карлос сходит с ума по
женщине, болеет, пытается убить ее и стреляется сам. Пабло горюет по другу и
окончательно переселяется в Париж, в обшарпанное здание, именуемое
"прачечной баржей"...
ЖЕНЩИНА ПЕРВАЯ. В "барже" он и встретил ФЕРНАНДУ ОЛИВЬЕ
- свою первую натурщицу и музу. Начинается "розовый период". Тона -
розовый и красный, темы - цирк, в который он таскается каждый день, арлекины,
коломбины, бродячие фургоны. На матрасе, брошенном на пол, будущий мэтр и его
натурщица бешено занимались любовью, но Фернанда мечтала о ребенке, о семейном
очаге, и Пикассо все реже стал приходить домой...
ЖЕНЩИНА ВТОРАЯ. В 1911 году Пабло отвязывался в кафе
"Эрмитаж" с польским художником Маркуссисом и его подружкой Евой
Гуэль. Ева сразу же поразила воображение Пикассо, и он за рекордно короткий
срок создал картину "Моя красавица", выполненную уже в стиле кубизма.
Ева ответила взаимностью на скрытое признание в любви. У Пикассо был
суперрецепт завоевания женских сердец - он их рисовал... Ева и Пабло
отправились путешествовать по Европе и весной 1915 года решили пожениться, но
здесь Пабло пережил свое самое серьезное любовное разочарование за всю жизнь -
Ева заболела раком и умерла.
ЖЕНЩИНА ТРЕТЬЯ. Он увидел ее танцующей и счел верхом
совершенства. 26-летнюю русскую балерину Ольгу Хохлову он покоряет так же, как
и других своих женщин - рисует ее. Они поженились 12 июля 1918 года. Однако
Пикассо недолго пребывал в эйфории - аристократке Ольге очень хотелось, чтобы
он забросил своих сомнительных дружков и вел светскую жизнь, а Пикассо такой
жизни чурался. Ольга забеременела и родила 40-летнему мастеру его единственного
законного сына Пауло.
ЖЕНЩИНА ЧЕТВЕРТАЯ. В январе 1927 года неподалеку от парижского
магазина "Галерея Лафайет" он встретил 17-летнюю девушку, за которой
долго шел, а потом остановил и сказал: "Мадемуазель, я Пикассо. Вместе мы
сумеем многое сделать". Ее звали МАРИЯ-ТЕРЕЗА УОЛТЕР. Но она была
несовершеннолетней, и Пабло приходилось скрывать от всех свою связь с ней. Он
приобрел для Марии-Терезы замок Буагелу, устроил там мастерскую, и она стала
его единственной моделью. Одна из скульптур, сделанных с нее, - "Женщина с
вазой" - сегодня стоит на могиле мастера, похороненного в местечке
Вовенарг.
В начале 1935 года Мария сообщила, что ждет ребенка. Пабло и рад
бы жениться, но для этого он должен был окончательно порвать с Ольгой и
лишиться части имущества, да и не желает художник, чтобы его двойная жизнь
вскрылась. На его картинах жена Ольга того времени всегда изображена настоящей
фурией...
ЖЕНЩИНА ПЯТАЯ. В 1936 году Пикассо официально расстался с Ольгой,
с Марией-Терезой лишь поддерживает отношения, обеспечивает обеих женщин
деньгами и начинает появляться на людях с югославской художницей и фотографом
ДОРОЙ МААР, которая стала главным источником его вдохновения в предвоенные
годы. Она же сфотографировала различные этапы создания "Герники". Его
связь с Дорой длилась до 1946 года.
ЖЕНЩИНА ШЕСТАЯ. В 1943 году Пикассо в парижском ресторане,
находившемся напротив его мастерской, познакомился с молоденькой художницей
ФРАНСУАЗОЙ ЖИЛО. Живая, энергичная, она покорила Пикассо и очень быстро
появилась на его полотнах. Знаменитый художник действительно влюбился в нее.
Символом их союза стало создание картины "Женщина-цветок". Пикассо
устроил мастерскую в замке Гримальди и обрел вторую молодость. Франсуаза весьма
скоро забеременела и в мае 1947 года подарила любимому сына Клода, а через два
года - дочь Палому. В своей скандальной книге "Жизнь с Пикассо" она
пишет, что художник постоянно издевался над ней, и когда она заболела,
продолжал добивать ее, повторяя: "Ненавижу больных женщин".
ЖЕНЩИНА ПОСЛЕДНЯЯ. ЖАКЛИН РОК обладала изящным профилем,
напоминающим сфинкса, в чем можно убедиться, глядя на ее портреты работы
Пикассо. Он покупает для нее и для себя виллу в Каннах. А в марте 1961 года
почти 80-летний художник тайно женится на 34-летней Жаклин. Она запретила всем
его детям и бывшим женщинам видиться с маэстро - лишь Марии-Терезе было
дозволено с ним переписываться. Он был болен, не слышал, не видел, а Жаклин
мыла и кормила его... Пикассо умер 7 апреля 1973 года в возрасте 92 лет,
оставив после себя около 80 тысяч работ.
Он не обладал выразительной внешностью, но его "взгляд
палача" буквально завораживал. Думал ли он о тех, кого любил, мучил и
обессмертил в своих шедеврах? Фернанда тронулась умом, Еву забрал рак, Ольга
сошла с ума и умерла, Мария-Тереза повесилась через 4 года после смерти
художника, Дора помешалась, а его последняя жена Жаклин застрелилась через 13
лет после похорон Пикассо. Его законный сын Паоло спился и умер от цирроза, его
другой сын покончил жизнь самоубийством... Уцелела лишь Франсуаза, успевшая
вовремя сбежать, а ее дочь Палома вовсю тиражирует отцовскую фамилию на
украшениях и духах. Фамилия, сделавшая несчастными многих женщин, приносит ей
баснословные деньги...