Вариант 1
Акрем Джафар
Сабир Мирза Алекпер Таир-Задэ (1862—1911) — азербайджанский тюркский поэт. Р. в гор. Шемахе (Аз. ССР), в семье мелкого лавочника. Учился в медресе, а затем в школе тюркского азербайджанского поэта Сейд Азима Ширвани. В юности некоторое время странствовал по Средней Азии и некоторым городам Персии. Вернувшись обратно в Шемаху, сблизился с поэтами Аббас Сихатом, М. Террахом и начал писать стихи. Находясь под влиянием Сихата, Сабир в начальный период своего творчества создавал гл. обр. интимно-лирические стихи и элегии. Революция 1905 вызвала резкий перелом в творчестве С.: он начал культивировать гражданские мотивы. С. выступил против армяно-мусульманской резни, написал стихотворение «Интернационал», которое однако было пропущено цензурой лишь в сокращенном виде. Развитие таланта и творческих сил С. в значительной степени обусловлено его деятельностью в журнале «Молла Насредин» (см. «Тюркская литература»). Первые 5—6 лет издания этого журнала неразрывно связаны с именем С. Он принимал в журнале активное участие (под псевдонимом «Хоп-хоп»), разоблачая в своих произведениях отсталый быт среды, остро высмеивая фанатизм и невежество лицемерных мулл, духовенства, темноту отсталых масс, страстно осуждая поведение и деяния кулаков и богачей, интеллигентов-тунеядцев, щеголявших внешним «европеизмом». Несмотря на преследования со стороны духовенства, натравливавшего на писателя темные массы, С. продолжал настойчиво бороться за свои идеи, писал в различных журналах и газетах под разными псевдонимами («Мират», «Фазил», «Алгар-Гюлеген» и др.). Однако усиливавшаяся травля и тяжелые бедственные условия жизни вынудили С. покинуть Шемаху и переехать в Баку, где он учительствовал и через некоторое время умер в нищете.
С. был выразителем идей национально-освободительного движения в Азербайджане после революции 1905. Он страстно боролся за расширение и углубление этого движения. Его творческое внимание привлекали самые темные стороны жизни и быта азербайджанско-тюркской общественности: фанатизм, разврат, социальный гнет, невежество. Его постоянно тревожил факт эксплоатации трудящихся, гибнущих в нищете, сибаритствующим «высшим обществом» и имущим классом. Писатель сильно чувствовал социальные противоречия и энергично боролся за разрушение гнилого строя, но он не был социалистом. Он также не до конца порвал с религией, хотя и резко выступал против господствовавших религиозных мусульманских нравов, особенно против сект шиитизма и суннитизма. С. значительно содействовал революционному движению в Иране и Турции в период 1905—1910. В своих стихах он едко высмеивал режим султана Абдул-Гамида и Мамед Али Шаха. Реализм, социально-политический лиризм и острая сатира — вот основные элементы, характеризующие творчество С., сыгравшее революционизирующую роль в воспитании молодого поколения. С. писал просто и понятно. Он умел сочетать живую речь народа с языком литературы, в результате чего язык его стал доступным для широких масс трудящихся.
Подлинная оценка С. была дана только после пролетарской революции в Азербайджане. Его собрание сочинений неоднократно издавалось. Открыты школы, сады, библиотеки имени С. В 1922 ему поставлен памятник в Баку.
Список литературы
I. Хоп-хоп наме — полное собр. сочин. Сабира, Баку, Азернешер, 1934, Сегилмиш Шенрлери — избранные стихотворения, Баку, Азернешер, 1934.
II. Подробная биография Сабира, написанная С. Гусейным Мохпетдин-Сабир, 1934 (статья в журн. «Эдеби Парчалар»). Юбилейный сборник статей о Сабире, Баку и др.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/