Биографии знаменитых людей - Викторович Савицкий Виталий - Вариант 1

Вариант 1

САВИЦКИЙ ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ

У настоящего политика, даже большого ранга, нет и не может быть личной бтогорафии. Она ничтожно мала и несущественна. Биография политика - это перечень его карьерных взлетов и падений, это жизнь вечного козырного валета, ниже которого довольно много карт, но довольно много карт и выше. Зададимся вопросом - какова абсолютная идеальная цель политической карьеры? И признаемся: идеальная цель - мировое господство. Цель эта недостижима в принципе и "реальный" политик, понимая это, довольствуется лишь частью доставшихся плодов, а основное удовольствие (или удовлетворение) извлекает из самого процесса политической игры. Из самой ее интриги. И лишь эта страсть живит человека-схему, каковым по существу является истинный политик, "отказавшийся от собственного Я ради блага других".

Ф.И.О. Савицкий Виталий Викторович.

Год рождения. 1955.

Место рождения. Эстония, г.Таллинн.

Национальность. Русский.

Вероисповедание. Православный.

Образование. Высшее.

Профессиф. Генетик.

Ученая степень. Кандидат биологических наук.

Социальное положение. Интеллигент.

Отношение к воинской службе. Сержант запаса.

Семейное положение. Женат первым браком.

Партийность. Комсомолец, затем б/п, затем член ХДС.

Владение иностранными языками. Эстонский.

Судимость. (Данных нет - ред.)

Данная анкета составлена из анкет, заполненных лично Виталием Савицким в разные годы.

Виталий Викторович Савицкий родился в семье бывшего польского дворянина и кубанской казачки. Отец его был сослан в Сибиорь и жил до войны в польских поселениях. Уйдя добровольцем на фронт, он избавился от ссылки, а после войны поселился в Эстонии, за освобождение которой воевал и был награжден орденом Красной Звезды, орденом Боевого Красного Знамени и медалями. Прослужив какое-то время в армии, он демобилизовался и работал на руководящих должностях в строительных организациях, дослужившись до директора стройтреста. Мать, инженер-железнодорожник по специальности, работала воспитателем в ПТУ. В семье росли два ребенка - Виталий и его сестра Марина, до сих пор проживающая в Эстонии и принявшая эстонское гражданство.

Семья жила в городе Пярну и была, по утверждению Савицкого, достаточно религиозна. Отец - католик. Мать - православная. С эстонцами всегда сохранялись прекрасные отношения.

Подростковый период жизни Виталия был сумбурным. В 1970 г. он был исключен за дурное поведение из восьмого класса средней школы, работал подсобником на льнокомбинате, затем угодил в спецПТУ, где из него пытались сделать слесаря-авторемонтника. Там он конфликтовал с педагогами и в конце концов родители отправили его к дедам на Кубань. Но казацкой жизни ему испытать не пришлось, так как в 1972 г. после трагической гибеди отца ему пришлось вернуться в Пярну и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Он работает токарем на машиностроительном заводе и учится в вечерней школе, которую заканчивает в 1974 г.

В том же году Савицкий поступает на рабфак Калининградского университета (КГУ) и в 1980-м заканчивает его по кафедре физиологии животных и человека. На первом курсе он еще развлекался: создал шуточное студенческое "общество шлангов", но дурачиться и "шланговать" ему вскоре наскучило и он всерьез берется за учебу. Участвует в работе студенческого научного общества, учится на повышенную стипендию, занимается генетикой и едва не дотягивает до красного диплома. Одновременно вечерами работает то зольщиком, то грузчиком. Тогда же женится на своей соученице.

В 1976/77 учебном году на дому у преподавателя КГУ В.Хованского возникает семинар по входящей тогда в моду парапсихологии и экстрасенсорике. Для маленького периферийного городка это было событием и Савицкий с интересом посещал эти полузакрытые собрания, на которых обсуждались генеалогические древа известных людей, религиозные и политические концепции с энергетической точки зрения и также прочие увлекательные проблемы мистико-научного плана. После ряда публичных выступлений Хованского, посвященных летающим тарелкам, УКГБ разгромило семинар и его участники избежали серьезных репрессий исключительно благодаря покровительству Джуны Давиташвили, дружившей с Хованским.

Виталия не исключают из университета, он успешно продолжает учебу. В общественной жизни Савицкий участвует без особого рвения, выполняя нагрузки то профгруппорга, то ответственного политинформатора. В 1978 г. становится членом факультетского бюро ВЛКСМ, что помогант ему в сочетании с отличной учебой получить направление в Ленинградский университет для прослушивания курса лекций. Таким образом, оставаясь студентом КГУ, Савицкий с 1978 г. практически обучается в Ленинградском университете и по окончании учебы, единственный с курса, получает от КГУ направление в целевую аспирантуру кафедры генетики и селекции Ленинградского университета.

За время обучения в аспирантуре Савицкий проявил себя как искусный экспериментатор и обнаружил склонность к теоретическим обобщениям. Он упорно занимался наукой, не вовлекаясь в общественую или комсомольскую деятельность. От обязательной в те годы общественной работы он откупался рейдами в ДНД и занятиями в группе здоровья.

Учеба в аспирантуре была омрачена лишь вынужденным перерывом в связи с призывом в армию в 1982 г. Но и там Савицкий при своей исполнительности и работоспособности за год дослужился до сержанта и демобилизовался, увозя с собой почетную грамоту за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

В 1985 г. он завершает учебу в аспирантуре защитой диссертации с темой "Влияние метаболизма стеринов на мутационный процесс и некоторые физиологические характеристики дрозофилы в эколого-генетической системе дрожжи-дрозофила".

Перед Савицким открывается научная карьера. Сразу после аспирантуры он едет работать в город Сосоновый Бор Ленинградской области, в котором расположена ленинградская АЭС. В Научно-исследовательском технологическом институте (почтовый ящик) он возглавляет научную группу, занимающуюся экологической генетикой. Савицкий изучает влияние радиационного заражения на появление врожденных пороков развития у детей и приходит к выводам, что число таких детей в Ленинграде и области неуклонно повышается из-за регулярных выбросов на сосновоборском ядерно-энергетическом комплексе.

В 1987 г. либеральный дух перестройки подталкивает Савицкого выступить с рядом разоблачительных заявлений, касающихся радиактивной ситуации на АЭС. Он оглашает данные своих научных исследований, за что его немедленно увольняют по сокращению штатов, несмотря на то, что он являлся единственным кормильцем двоих малолетних детей, один из которых является инвалидом детства.

С этого времени Савицкий полностью оставляет науку и погружается в социально-общественную деятельность, а затем и в собчтвенно политическую.

Политическая биография Савицкого не блещет яркими выдающимися страницами. Это биография политического чернорабочего, трудяги, который в течение нескольких лет показывал свое право занять соответствующее положение в русском христианско-демократическом лагере.

В период с 1987 по 1989 гг. Савицкий создает и возглавляет гуманитарную группу "Человек", которая активно включилась в милосерднический марафон, охвативший страну с легкой руки Даниила Гранина. Опека над инвалидами, защита их прав, организация больничных сиделок и проч. Постепенно в "Человеке" собрались верующие люди, понимавшие свою милосердническую деятельность как христианское делание и выполнение христовых заповедей. С этого времени имя Виталия Савицкого постепенно начинает связываться с религией и появляться на страницах ленинградских газет и журналов.

Для выполнения своих задач Савицкий постоянно ищет форму легализации. Он участвует вместе с Граниным в организации первого в стране общества милосердия "Ленинград" и становится заместитлем председателя. Затем, уйдя от Гранина, он пытается сотрудничать с Русской православной церковью и включается в организацию общества душепопечения Блаженной Ксении Петербургской, которое возглавлял ректор Духовной академии отец Владимир Сорокин. Ректор даже выделил Савицкому черную "Волгу", но вскоре отобрал, а самого Виталия отстранил от  работы по душепопечению, т.к. тот "работал" не столько на Сорокина, сколько на "Человека", который к тому времени уже был трансформирован в Христианско-демократическое объединение (ХДО).

Постепенно отказываясь от сотрудничества с официальными обществами милосердия и наталкиваясь на бесконечные преграды в сфере оказания социальной помощи, Савицкий приходит к выводу, что изменения в социальной жизни можно добиться лишь политическими методами и останавливает свой взгляд на христианско-демократической идеологии, которая успела зарекомендовать себя в Германии, Италии и пр.

Весной 1989 г. он едет в Москву к Александру Огородникову и вместе с ним загорается идеей создания Христианско-демократического союза. Он усиленно работает над программой и уставом будущей партии. В августе 1989 г. объявлено о ее создании.

Савицкий становится заместителем Огородникова по идеологии, фактически вторым человеком в партии и со свойственными ему энергией, упорством и честолюбием разворачивает работу. Он пишет программу ХДС России, ориентируясь полностью на западногерманские образцы, сочиняет основные политические резолюции и заявления, самостоятнльно принимая решения и фактически руководит партией, в то время как Огородников большую часть времени проводил за границей, представляя там интересы партии и зарабатывая для нее деньги.

Однако это продолжалось недолго. Чувствуя серьезного соперника, Огородников исключает Савицкого из партии, тот возвращается в Петербург и объявляет ленинградское отделение ХДС независимой структурой, регистрируя ее в Ленсовете как ХДС Ленинграда.

С этого момента в жизни Виталия Савицкого наступает черная полоса. Он остается без помещения, без денег, без союзников, без поддержки и начинает строить свой собственный ХДС с нуля.

Первое, с чего следовало начать - это с поиска партнера. В то время с левыми партиями отношения у ХДС СПб складывались плохо. Ориентируясь на современное состояние западных ХДС`ов Савицкий видел свой ХДС СПб "консервативной партией, поддерживающей крупный капитал" и на леваков посматривал с презрением. Блок "Демвыборы - 90", а в последующем и "ДемРоссия" казались ему слишком левыми. В результате гео не включили в списки от "Демвыборов-90", что означало поражение на выборах в Ленсовет.

Весной 1990 г. на российском христианско-демократическом небосклоне появляется Российское Христианско-демократическое Движение (РХДД) Виктора Аксючица. Движение достаточно демократическое, достаточно патриотичное и достаточно правое одновременно. Савицкий делает выбор и ХДС СПб вступает коллективным членом в РХДД. Виталий Викторович занимает авторитетное место в Думе РХДД, но не дает поглотить себя и старается укрепить собственное политическое положение в Петербургском регионе и завоевать расположение Интернационала Христианской Демократии (ИХД), международной организации, патронировавшей сначала Огородникова, затем Аксючица и сделавшей много для укрепления международного и внутреннего влияния обоих. Савицкий терпеливо ждал, когда ищущий партнера в России ИХД остановит свой взгляд на нем.

Отношения с РХДД напоминали отношения удава и кролика. Савицкому предлагались высокие посты в РХДД взамен на роспуск ХДС, но Виталий Викторовия соглашался лишь на равное  объединение под двойной аббревиатурой ХДС/РХДД.

В Петербурге ХДС СПб пытается блокироваться  с умеренно правыми партиями: НТС, Национально-демократическим обществом "Свободная Россия", С.-Петербургским монархическим союзом. Совместно они разворачивают кампанию за переименование города. Но связь с правыми не приносит желаемого результата. Явного политического успеха добиваются партии из "ДемРоссии". В конце 1991 г. РХДД выступило в поддержку умирающего СССР, политическое общение с ним становилось небезопасным и Савицкий делает решительный выбор: ХДС СПб вступает в "ДемРоссию" и рвет все связи с правыми организациями, включая РХДД.

Внутри петербургской "ДемРоссии" Савицкий благодаря своим организаторским способностям и трудолюбию быстро завоевывает лидирующее положение и становится одним из ее сопредседателей. После успешно проведенных референдумов по земле и в поддержку Ельцина с ним начали считаться.

Одновременно Савицкий с упорностью фаната в 1991 и 1992 гг. пытается объединить вокруг себя расколовшиеся куски ХДС Огородникова. Он неоднократно собирает региональных лидеров и предлагает им всевозможные варианты объединения: то Совет полномочных представителей, то Объединение христианско-демократических союзов.

Созданный Огородниковым ХДС России к 1991 г. раздробился на шесть столдичных и еще большее колическтво региональных организаций, лидеры которых упрямо не хотел объединяться, боясь потерять личное влияние. Виталий Савицкий "взял" их тем, что уставными положениями обещал полную независимость регионам, щадя самолюбие местных лидеров. Вместо председателя объединенной партии он вводит систему сопредседателей. Перед Савицким стояла трудная задача. Для привлечения в свою партию ему нужно было доказать, что она имеет международное признание в лице ИХД, авторитет которого в среде русских христианских демократов был непререкаем. Добиться же благосклонности ИХД можно было, лишь ангажировав в свою организацию председателей из различных регионов и желательно с депутатскими мандатами.

В конце концов после дрлгих переговоров Савицкому удается сформировать Российский христианско-демократический союз и привлечь к работе в нем Глеба Якунина. Административные способности Савицкого и авторитет Якунина сделали свое дело - "апостольская преемственность" РХДС была завизирована Интернационалом христианской демократии.

РХДС становится "привилегированным" партнером ИХД, ему оказывается поддержка Восточной Европы, то есть союза христианско-демократических организаций из бывших союзных республик, и становится генеральным секретарем ХДС ВЕ, разместив его штаб-квартиру в Петербурге. Таким образом Савицкий не только возглавил русское христианско-демократическое движение, но и перенес его центр в Петербург подальше от "московских акул".

Отвечая на вопрос корреспондента газеты "Невское время", Савицкий отметл: "Интернационал сыграл колоссальную роль в становлении нашей организации. Сегодня эти контакты стали настолько регулярными, что превратились в совместную работу. Та информация, которую мы получаем в результате обмена, позволяет нам участвовать в европейской политике. Я уже не говорю о гуманитарной помощи, которая поступает к нам через Интернационал".

Таким образом за четыре года кропотливого каждодневного труда Савицкий утвердил свое имя, занял видное место в христианско-демократической политической нише.

Виталий Савицкий человек упрямый и достаточно замкнутый. Он тщательно скрывает свои эмоции. Не обладая природным красноречием, тем не менее говорит гладко, без запинаний, не спеша, взвешивая смысл каждого слова. Для него очень важен процесс личного самоутверждения и достаточно высоко оценивая свои способности ("политики моего масштаба..."), Савицкий находится в постоянной готовности к прыжку в более высокие политические сферы.

Савицкий сам пробивает себе дорогу в политической жизни. И как бы к нему не относились сторонники и противники, в этом ему помогал не блат, не удача даже, а только собственная работоспособность и упорство экспериментатора-натуралиста: лишь многократное повторение опыта дает положительный результат. К намеченной цели он подходит, расчитывая каждый шаг, не уставая в случае неудачи повторять пройденный путь вновь. Кто-то из товарищей по партии заметил, что если бы всю энергию Савицкого из политической плоскости перебросить на коммерческую, то за эти годы он стал бы миллионером.

Но Савицкий настоящий человек-политик. Деньги сами по себе ему не интересны. Он живет политическим процессом и самоутверждением в нем. Он терпелив и ради реализации собственного плана готов играть роль серого кардинала, быть "вторым" по названию, лишь бы быть первым по существу.

Политика для него стоит на первом месте. Собственно христианство выполняет в его понимании скорее вспомогательную роль. Он трактует его не с мистической, а скорее с культурологической точки зрения, характеризуя как "исторический опыт народов евро-христианской культуры" или как "идеологию, определившую Свободу, Солидарность и Справедливость основными ценностными ориентирами в индивидуальном развитии каждого человека как личности по образу и подобию Божиему".

Виталий Савицкий склонен к полноте, носит длинные волосы "а ля Распутин", курит умеренно, не пьет ничего спиртного, кроме пива, любит сладкое, особенно леденцы из марципана, увлекается аквариумистикой. Очень любит Эстонию.