Cочинения на свободную тему
-
6 класс
-
Старославянизмы и "возвышенная" лексика
Старославянизмы и "возвышенная" лексика
Еще один грех школьных сочинений. Часто ученик, желая придать тексту сочинения возвышенный пафос, неуместно использует эти слова.
Примеры характерных ошибок
1. Развязка – смерть в речной пучине. – Речь идет о смерти Катерины в пьесе Островского «Гроза».
Слово Пучина в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова – Н. Ю. Шведовой толкуется так: 1. Водоворот, а также провал в болоте. Затянуло в пучину. 2. Морская бездна (Книжн.). 3. Перен. Средоточие чего-н. угрожающего, гибельного (Высок.). Пучина бедствий. 4. Поднятие, вспучивание промерзшего грунта (Спец.).
Очевидно, что ни одно из значений не подходит к данному контексту. Предлагаемый вариант исправления: Развязка – смерть в реке. Кстати, это не совсем точно с точки зрения композиции этой пьесы.
2. Катерина покончила жизнь, встретившись с волнами великой русской реки. – Очевидна неуместность выражения Великой русской реки, равно как и оборота Встретившись с волнами. Кроме того, неправильно говорить Покончила жизнь. Предлагаемые варианты исправления: КАтерина покончила с собой, бросившись в реку. //Катерина окончила жизнь самоубийством.
3. В деснице витязь держит копье, в другой – щит. – Ошибка допущена потому, что слово «десница» школьник воспринимал как устаревший синоним слова «рука», не зная, что оно на самом деле означает «правая рука».
4. Андрей придушил предателя, словно змея. – Отсутствие ударения не дает возможности уверенно утверждать, какое слово имел в виду автор сочинения: змЕя или змеЯ. В первом случае это именно неуместное использование возвышенной лексики. Во втором – некорректное, смешное сравнение.
Материал для коллективной работы
1. Раскольников мучается накануне своего деяния.
2. Раскольников приехал в Петербург, где учился некоторое время в университете, после ухода из которого влачил ничтожное существование на берегах Невы, в снимаемой комнатке, что в доме на С-м переулке.
3. Убийство старухи не является ужаснейшим из всех совершенных человечеством в отношении друг друга злодеяний.
4. Маргарита помогала мастеру свершить мечту любой ценой.
5. Художник сутками не прерывал работу, охваченный только своим детищем.
6. Пришествие нового этапа жизни действующие лица ждут с опаской.
7. Лука с самого начала его пришествия в ночлежку говорит…
8. Чацкий бьет головой в каменную стену предрассудков, желая проверить, прочна ли она.
Примеры характерных ошибок
1. Развязка – смерть в речной пучине. – Речь идет о смерти Катерины в пьесе Островского «Гроза».
Слово Пучина в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова – Н. Ю. Шведовой толкуется так: 1. Водоворот, а также провал в болоте. Затянуло в пучину. 2. Морская бездна (Книжн.). 3. Перен. Средоточие чего-н. угрожающего, гибельного (Высок.). Пучина бедствий. 4. Поднятие, вспучивание промерзшего грунта (Спец.).
Очевидно, что ни одно из значений не подходит к данному контексту. Предлагаемый вариант исправления: Развязка – смерть в реке. Кстати, это не совсем точно с точки зрения композиции этой пьесы.
2. Катерина покончила жизнь, встретившись с волнами великой русской реки. – Очевидна неуместность выражения Великой русской реки, равно как и оборота Встретившись с волнами. Кроме того, неправильно говорить Покончила жизнь. Предлагаемые варианты исправления: КАтерина покончила с собой, бросившись в реку. //Катерина окончила жизнь самоубийством.
3. В деснице витязь держит копье, в другой – щит. – Ошибка допущена потому, что слово «десница» школьник воспринимал как устаревший синоним слова «рука», не зная, что оно на самом деле означает «правая рука».
4. Андрей придушил предателя, словно змея. – Отсутствие ударения не дает возможности уверенно утверждать, какое слово имел в виду автор сочинения: змЕя или змеЯ. В первом случае это именно неуместное использование возвышенной лексики. Во втором – некорректное, смешное сравнение.
Материал для коллективной работы
1. Раскольников мучается накануне своего деяния.
2. Раскольников приехал в Петербург, где учился некоторое время в университете, после ухода из которого влачил ничтожное существование на берегах Невы, в снимаемой комнатке, что в доме на С-м переулке.
3. Убийство старухи не является ужаснейшим из всех совершенных человечеством в отношении друг друга злодеяний.
4. Маргарита помогала мастеру свершить мечту любой ценой.
5. Художник сутками не прерывал работу, охваченный только своим детищем.
6. Пришествие нового этапа жизни действующие лица ждут с опаской.
7. Лука с самого начала его пришествия в ночлежку говорит…
8. Чацкий бьет головой в каменную стену предрассудков, желая проверить, прочна ли она.