Cочинения на свободную тему - Человек - Эстетический мир техногенной цивилизации.

Эстетический мир техногенной цивилизации.

Не спасайте мир,
Спасите одного человека.

Стремительное развитие индустриального общества внесло принципиально новые изменения в формирование духовного облика человечества. Но, главное, в двадцатом столетии человеческий род столкнулся с неожиданным парадоксом, который определил культурно-историческое лицо эпохи. С одной стороны, к этому времени был накоплен грандиозный исторический, технический, научный опыт, дающий реальную возможность достижения невиданного ранее уровня свободы. Мировое сообщество располагало колоссальным духовным потенциалом. К началу века не только вызрели, но и получили широкое общественное признание идеи гуманизма, добра и справедливости. Уже неоднократно и убедительно были изобличены все формы зла и пороков, осуждены эксплуатация, войны, вероломство. Уже в людских душах проросли впечатляющие примеры жизни Христа, Будды, Магомета и мировые религии объединили в своих рядах сотни миллионов людей. Уже прозвучал точный, исчерпывающий ответ на самый кардинальный вопрос современности и было доказано в результате постижения глубин человеческой психики, что установление всеобщей гармонии не должно достигаться ценой слез хотя бы одного замученного ребенка. Уже по всей земле известными гуманистами были зажжены яркие очаги добра и красоты. Рождением Лао-Цзы, Конфуция, Пифагора, Сократа, Платона, Гомера, Рафаэля, Шекспира, Бетховена, Моцарта и многих других творцов красоты человечество доказало свою нравственно-эстетическую зрелость. Иными словами, гуманистический потенциал накануне 20 века был как никогда грандиозен и основателен. По сути дела напряженнейшим трудом всех предшествующих поколений сформировалась целая духовная Вселенная, культивирующая красоту.
Но, обладая многотысячелетним духовным опытом, богатейшими нравственно-эстетическими ценностями, гениальными духовными прозрениями, способными внести гармонию в общественную жизнь, человечество не стало мудрее, совершеннее, не смогло усилить творческую энергию. Наоборот. Цивилизация 20-го века оказалась вовлеченной в самые массовые преступления. В биографии человечества мы найдем множество трагических страниц: уничтожение царем Дарием в Иране 55 тысяч повстанцев, монгольские вторжения в Китай в 13-14 вв., крестовые походы, Варфоломеевская ночь, опричнина Ивана Грозного и многое другое. В истории людского рода – более 14 тысяч войн. И всё же… Именно в двадцатом столетии был совершен новый и самый мощный виток в нагнетании жестокости, человеконенавистничества, вандализма. Несоизмеримо возросшее число загубленных жизней можно было бы объяснить усовершенствованием средств уничтожения. Чаще всего так и происходит. Но проблема заключается в том, что, например, сталинизм, как, впрочем, и десятки других тоталитарных систем истребляли миллионы своих сограждан почти первобытным, примитивным способом, растлевая при этом души, провоцируя самые низменные пороки, в том числе и каннибализм. В повести В. Быкова «Облава» упоминается вполне обыденный факт сталинского режима: двое осужденных, замышляя побег, пригласили с собой третьего – сельчанина Федора – в качестве «кабанчика».

амышляя побег, пригласили с собой третьего – сельчанина Федора – в качестве «кабанчика». Этот наивный, доверчивый человек, не утративший веру в людскую доброту и порядочность, нужен был лишь как «живое мясо».
И совсем не случайно «Черный квадрат» К. Малевича воспринимается как образ черной космической дыры, втягивающей в своё нутро целые государства и народы. С изощренной жестокостью стирались с лица земли незыблемые, казалось бы, столпы вековых культурных ценностей, олицетворявшей собой взлеты нравственности и красоты. Контуры трагического лика человечества стали еще яснее и отчетливее, нарастал и пессимизм.
Процесс расчеловечивания огромных масс стало набирать силу в машинизированную эпоху. Произошел гигантский скачек в развитии техники. Изменение условий и существования не могли не отразиться на сознании человека, его мирочувствовании. Крепло неистребимое желание активно вмешиваться в природный мир, переделывать его по своему усмотрению. Человек не проситель, а владыка природы. В новое время человек оказался заложником машинизированной цивилизации. В этом неустойчивом взвинченном мире человек оказался «без руля и без ветрил». Внутренний мир человека стал беднее и примитивнее. Именно в это время получили массовое распространение дисгармоничные, односторонне развитые типы людей вроде человека-прагматика. В этом типе человека превалирует энергия, целеустремленность, воля, опора на рассудок, трезвый расчет. А нравственность, гуманизм, отзывчивость, эмоциональная чувствительность кажется рационалисту чем-то наивным, химеричным на пути к реализации «великой идеи». Цель оправдывает средства.
Многие люди Достоевского- это люди, решившиеся на преступление, чтобы доказать себе и другим, что они свободные существа. (Раскольников, Иван Карамазов и др.)
Можно, конечно, избавить мир от зла, но для этого нужно отнять у людей свободу, чтобы они не имели возможности ни капризничать, ни выражать свое недовольство, ни тем более совершать преступления. В таком мире все будут счастливы, но это будет счастье муравейника. У Достоевского зло есть признак того, что в человеке есть внутренняя глубина. Как ни странно, но только внутренне глубокие люди по Достоевскому, способны на зло. Человек, решаясь на зло, испытывает себя, пытается выйти из-под закона, пытается доказать себе, что он человек, обладающий свободой воли, а не « винтик» в общей отлаженной социальной машине.
Так где же эта нить Ариадны, которая поможет выбраться из лабиринта сложных противоречий, в которых погрязло человечество?
Толстой в поисках ответа на этот вопрос пришел к мысли, что надо возродить основной принцип христианской религии – непротивление злу.
Сколько в истории было насмешек, иронии, даже издевательства над учением Толстого, но вряд ли человечество может предложить что-нибудь другое, кроме морального самосовершенствования, воспитания взаимного уважения и терпимости.
Но пока идеи Толстого остаются только романтическим идеалом, а не средством практического изменения жизни, и, говоря словами Булгакова, человек находится во власти меча, не желая взглянуть на красоту звездного неба.

словами Булгакова, человек находится во власти меча, не желая взглянуть на красоту звездного неба…