Cочинения на свободную тему
-
Искусство,культура
-
Культура речи
Культура речи
К числу утрат надо отнести и почти полное исчезновение высокого стиля в быту и даже в поэзии; и сведение понятия «культура речи» к одной лишь литературной норме, причем объем обязательной нормы — десятки томов перечней «трудностей» и разных словарей и справочников; и неоправданное, чудовищное снижение «планки» языковых требований в средствах массовой информации, в официальном общении и быту; и неоправданное, гипертрофированное внимание в школьной методике к ошибкам: выходят десятки книг, защищаются сотни диссертаций, где в центре обучения стоят ошибки, а не образцы. Как в медицине: в центре внимания не здоровье людей, а их болезни… Результат известен, увы.
А критериями хорошего чтения уже стали его скорость и «снятие» информации. Иными словами, роль образцов, формирующих поиск лучших средств, и их выбор, интуитивная самооценка — все то, что формирует языковое чутье, — утрачивает свои позиции.
В целом фиксируется убывание тех факторов, которые формируют столь ярко проявляющееся в раннем возрасте языковое чутье.
Это, можно сказать, первая тенденция, фиксируемая на стыке тысячелетий.
Это совершенно не наш, личностный (авторский) опыт, не наша критика или оценка, это история.
Вторая тенденция — интенсивный процесс расширения и углубления языковой теории.
Литературная основа изучения языка в школе постепенно вытеснялась теоретическими материалами, которые достигают к концу второго тысячелетия чуть ли не вузовского объема, причем теория теперь уже потеряла связь с интуитивным усвоением языка на основе аналогии и языкового чутья. Исследование роли языковой теории в овладении речью, в языковой практике — наша очередная задача.
Обобщим аргументы: языковая способность у людей сформировалась на основе внутренних обобщений в процессе речевого общения, постепенно усложняя и систему языка — этот процесс бесконечен. Появление мифов, фольклора и письменной литературы, достигающей высочайшего совершенства, не только не ослабило бессознательного фактора, но и повысило его роль, а при отсутствии опоры на образцовые тексты или при ее убывании — чревато угрожающими последствиями (это и заметно в последние годы). Изучение языковой теории, осуществляя факт «осознательненья» автоматизированных процессов языкопользования, а также, как и всякая теория (не только филологическая), давая общее развитие интеллекта и сливаясь в итоге с феноменом языкового чутья, — в целом играет положительную роль.
А критериями хорошего чтения уже стали его скорость и «снятие» информации. Иными словами, роль образцов, формирующих поиск лучших средств, и их выбор, интуитивная самооценка — все то, что формирует языковое чутье, — утрачивает свои позиции.
В целом фиксируется убывание тех факторов, которые формируют столь ярко проявляющееся в раннем возрасте языковое чутье.
Это, можно сказать, первая тенденция, фиксируемая на стыке тысячелетий.
Это совершенно не наш, личностный (авторский) опыт, не наша критика или оценка, это история.
Вторая тенденция — интенсивный процесс расширения и углубления языковой теории.
Литературная основа изучения языка в школе постепенно вытеснялась теоретическими материалами, которые достигают к концу второго тысячелетия чуть ли не вузовского объема, причем теория теперь уже потеряла связь с интуитивным усвоением языка на основе аналогии и языкового чутья. Исследование роли языковой теории в овладении речью, в языковой практике — наша очередная задача.
Обобщим аргументы: языковая способность у людей сформировалась на основе внутренних обобщений в процессе речевого общения, постепенно усложняя и систему языка — этот процесс бесконечен. Появление мифов, фольклора и письменной литературы, достигающей высочайшего совершенства, не только не ослабило бессознательного фактора, но и повысило его роль, а при отсутствии опоры на образцовые тексты или при ее убывании — чревато угрожающими последствиями (это и заметно в последние годы). Изучение языковой теории, осуществляя факт «осознательненья» автоматизированных процессов языкопользования, а также, как и всякая теория (не только филологическая), давая общее развитие интеллекта и сливаясь в итоге с феноменом языкового чутья, — в целом играет положительную роль.