Cочинения на свободную тему - Разное (а вдруг, твое сочинение здесь!) - Тема нравственного совершенствования человека

Тема нравственного совершенствования человека

Тема нравственного совершенствования человека.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.
Л.Н. Толстой

Жизнь великого писателя Л.Н. Толстого состояла из нравственных исканий. Всю жизнь он повторял одну и ту же молитву: «Господи! Научи меня жить!» Роман-эпопея «Война и мир» свидетельствует о бесконечной душевной борьбе писателя. Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни героев. «Люди, как реки...»,-говорил он, подчёркивая этим сравнением необъятность, сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни. Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы народа.
Мне кажется, что прежде всего тему нравственного совершенствования человека нужно рассмотреть на таком персонаже этого произведения, как Пьер Безухов. Он как бы символизирует постоянное становление и духовное совершенствование. В начале романа он еще кутила и безобразник, а в конце — видный общественный деятель, отец семейства.
Граф меняется постоянно. Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...» Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки, одной из которых является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Поиски приводят Пьера в масонскую ложу. На какое-то время он обретает иллюзию душевного успокоения. Однако здесь, как и раньше, его постигает разочарование. В учении масонов Пьера привлекали идеи «равенства, братства и любви». Но республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями», и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм.
Целью жизни, идеалом становится для героя любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с ненавистной ему Элен. Он мечтает о славе. Он молод, и поэтому слава ему необходима. Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика. Он еще способен к разрушительным и непредсказуемым поступкам. Он хочет убить Наполеона, видя в этом свое предназначение. Но понимает вскоре, что Наполеон недоступен и убить его невозможно. Огромное значение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» — вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя.
Спасая девочку из огня пожара, Пьер попадает в плен, где пытается понять этих людей, которые привыкли спать в пыли, отдавать последнее, не оставляя себе самого нужного. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную, духовную: «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бессмертную душу!» Встреча с Платоном Каратаевым, который представляет собой обобщённый крестьянский образ, во многом меняет отношение Пьера к жизни. Платон изменяет сознание Пьера своей народной мудростью, даёт ему возможность понять иное мироощущение, не основанное на злой власти и жестокости. То, что говорит Каратаев, обобщено, как особый дух правды и красоты.
Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Наташа, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни. Но искания его ещё не кончились. Путь к правде слишком труден. Пьера не понимают, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих прогрессивных идей.
Другой любимый герой Л.Н. Толстого — Андрей Болконский — так же как и Пьер приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его характера — гордость — одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь его — постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу. Но желание славы для князя Андрея — желание любви людской. Князь Андрей так же, как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные этапы его жизни: светская жизнь, участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с Наташей, Отечественная война — все они имели свое влияние на князя Андрея.
Ночью перед Аустерлицким сражением мысль о ситуации, в которой он сможет себя проявить, захватывает его настолько, что он готов, кажется, отказаться от семьи, самых дорогих ему людей, «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей», которых он даже не знает. Встреча князя Андрея с капитаном Тушиным и Багратионом готовит перелом в честолюбивых планах. Его представления о героизме, славе сталкиваются с тем героизмом, который он видит в действиях батареи Тушина, нетщеславным, вызванным сознанием своего воинского долга. Эгоизм его славы раскрывается ему на Аустерлицком поле после ранения. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба.» Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие события — рождение ребенка, смерть жены — заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных — единственное, что ему остается. Но деятельная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаются опять поиски смысла жизни, и первым этапом духовного совершенствования является встреча с Пьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова — «Надо жить, надо любить, надо верить» — указывают князю Андрею путь к счастью.
Окончательное возрождение интереса к жизни происходит после его поездки в Отрадное и встречи с Наташей Ростовой. Этот очередной этап духовных поисков Болконского подчеркнут известными сценами встречи с «огромным, в два обхвата дубом» на краю дороги. Его хмурый, неподвижный вид вызывает в душе кн.Андрея «целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных»: он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, решил, что она уже кончена, «что начинать ничего не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Вынужденная поездка в Отрадное и задержка там, встреча с девушкой, довольной «своей отдельной, — верно, глупой, — но веселой жизнью», случайно услышанный разговор Сони с Наташей, — все это вызвало «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». После второй встречи с тем же дубом, но уже «преображенным, раскинувшимся шатром сочной темной зелени», Андрей вдруг окончательно, беспеременно решил, что «жизнь не кончена в 31 год». «Надо, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, но и чтобы на всех она отражалась».
Князь Андрей пытается теперь уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным.
Наиболее знаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 года.
Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, — вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным: «И так же думает Тимохин и вся армия ». Жизнь князя Андрея завершается единением с народом, борющимся за родную землю.
Смотря на упавшую рядом гранату и сознавая близость смерти, Болконский думает: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь...» Обостренное чувство любви к жизни открывает ему понимание той любви, «которую проповедовал бог на земле»: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, которой учила княжна Марья». Мысли князя Андрея во время болезни были деятельнее, яснее, но действовали вне его воли. Они могли оборваться, заменяться неожиданными представлениями. Князь Андрей понял сущность «божеской любви»: «Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто… не может разрушить ее. Она есть сущность души». Слова Болконского, сказанные Наташе («Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде»), подразумевают, что его прежняя — человеческая любовь, соединившись с силой приобретенной, становится «больше» и «лучше». Но следующий этап душевной эволюции Болконского состоит в противопоставлении божеской и человеческой любви и Андрей, вдумываясь в новое, открытое ему начало вечной любви, отрекался от земной жизни: «Всех любить, жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью». Любовь к земной жизни, временно пробужденная появлением Наташи, терпит поражение в борьбе со смертью.
Несомненно, тема нравственного совершенствования в романе-эпопее Толстого «Война и мир» является одной из самых важных. Она имеет общечеловеческое значение. По определению М. Горького это произведение есть «документальное изложение всех исканий, которые предприняла в 19 веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело...»