Cочинения на свободную тему
-
Разное
-
Древняя Русь. Летописи
Древняя Русь. Летописи
Главный источник наших знаний о древней Руси — средневековые летописи. В архивах, библиотеках и
музеях их насчитывается несколько сот, но по существу — это одна книга, которую писали сотни авторов, начав
свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано
следующее: «Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 – 17 веков,
состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава — свободные своды».
Летописи были общерусскими («Повесть временных лет») и местными («Новгородские летописи»). Летописи
сохранились главным образом в поздних списках. Первым начал изучать летописи В. Н. Татищев. Задумав
создать свою грандиозную «Историю Российскую», он обратился ко всем известным в его время летописям,
разыскал много новых памятников. После В. Н. Татищева изучением летописей, конкретно «Повестью
временных лет», занимался А. Шлецер. Если В. Н. Татищев работал вширь, соединяя дополнительные сведения
многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца-сводчика, то Шлецер работал
вглубь, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей. Оба исследовательских подхода при всем
своем внешнем различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в
котором до нас дошла «Повесть временных лет». Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков.
Следующий крупный шаг был сделан известным археографом П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и А. Шлецер
представляли себе «Повесть временных лет» как создание одного летописца, в данном случае Нестора. П. М.
Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись как на свод нескольких более ранних летописей и
такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более
правильному с методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов, но и тех,
которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг, сделанный
А. А. Шахматовым, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком,
не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей
собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания
он связал с историей страны.
Возникла возможность взаимопроверки истории страны историей источника. Данные источниковедения
стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И
теперь, приступая к изучению того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать вопрос о том,
каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Также большой вклад в
изучение истории русского летописания внесли такие замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов,
А. А. Лихачев, М. П. Погодин и многие другие.
один и многие другие. Существует две основных гипотезы относительно «Повести
временных лет». Первой мы рассмотрим гипотезу А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения
русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако только академику А. А. Шахматову удалось в начале
нынешнего столетия разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях «Повести». Результаты его
исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 г.) и «Повесть
временных лет» (1916 г.). В 1039 году в Киеве учредили метрополию — самостоятельную организацию. При
дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал
А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В
Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050 г. возникает Древний
Новгородский свод. В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Великий, используя древнейший
Киевский свод, составил первый Киево-Печерский свод, куда включил исторические события, происшедшие
после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). На основании первого Киево-Печерского и Новгородского свода
создается второй Киево-Печерский свод.
Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами греческих хронографов.
Второй Киево-Печерский свод и послужил основой «Повести временных лет», первая редакция которой была
создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция — игуменом
Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья — неизвестным автором в том же монастыре в
1118 году. Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны советским исследователем Д. С.
Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039 г. Древнейшего Киевского свода и связал историю
возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30 – 50-х годах 11
столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась
превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства.
Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с
Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает на Константинополь
войска во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051
г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило
русское государство. Исследователь предполагает, что в 30 – 40-х годах 11 века по распоряжению Ярослава
Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства.
Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что «Сказания о первоначальном
распространении христьянства на Руси» были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском
соборе.
жниками киевской митрополии при Софийском
соборе. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре,
Никон придал своему повествованию форму погодных записей по летам. В созданный около 1073 г. первый
Киево-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных
походах на Царьград. Благодаря этому, свод 1073 г. приобрел еще более антивизантийскую направленность.
В «Сказаниях о распространении христьянства» Никон придал летописи политическую остроту. Таким
образом, первый Киево-Печерский свод явился выразителем народных идей. После смерти Никона работы над
летописью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря, и в 1095 году появился второй
Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду идей единства русской земли,
начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобицы.
Далее в интересах Святополка на основе второго Киево-Печерского свода Нестором создается первая
редакция «Повести временных лет». При Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого
князя в 1116 году составляет вторую редакцию «Повести временных лет». Эта редакция дошла до нас в
составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана
третья редакция «Повести временных лет». Она была доведена до 1117 г. Эта редакция лучше всего
сохранилась в Ипатьевской летописи. В обеих гипотезах есть много различий, но обе эти теории доказывают,
что начало летописания на Руси является событием огромной важности.
музеях их насчитывается несколько сот, но по существу — это одна книга, которую писали сотни авторов, начав
свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано
следующее: «Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 – 17 веков,
состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава — свободные своды».
Летописи были общерусскими («Повесть временных лет») и местными («Новгородские летописи»). Летописи
сохранились главным образом в поздних списках. Первым начал изучать летописи В. Н. Татищев. Задумав
создать свою грандиозную «Историю Российскую», он обратился ко всем известным в его время летописям,
разыскал много новых памятников. После В. Н. Татищева изучением летописей, конкретно «Повестью
временных лет», занимался А. Шлецер. Если В. Н. Татищев работал вширь, соединяя дополнительные сведения
многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца-сводчика, то Шлецер работал
вглубь, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей. Оба исследовательских подхода при всем
своем внешнем различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в
котором до нас дошла «Повесть временных лет». Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков.
Следующий крупный шаг был сделан известным археографом П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и А. Шлецер
представляли себе «Повесть временных лет» как создание одного летописца, в данном случае Нестора. П. М.
Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись как на свод нескольких более ранних летописей и
такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более
правильному с методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов, но и тех,
которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг, сделанный
А. А. Шахматовым, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком,
не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей
собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания
он связал с историей страны.
Возникла возможность взаимопроверки истории страны историей источника. Данные источниковедения
стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И
теперь, приступая к изучению того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать вопрос о том,
каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Также большой вклад в
изучение истории русского летописания внесли такие замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов,
А. А. Лихачев, М. П. Погодин и многие другие.
один и многие другие. Существует две основных гипотезы относительно «Повести
временных лет». Первой мы рассмотрим гипотезу А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения
русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако только академику А. А. Шахматову удалось в начале
нынешнего столетия разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях «Повести». Результаты его
исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 г.) и «Повесть
временных лет» (1916 г.). В 1039 году в Киеве учредили метрополию — самостоятельную организацию. При
дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал
А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В
Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050 г. возникает Древний
Новгородский свод. В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Великий, используя древнейший
Киевский свод, составил первый Киево-Печерский свод, куда включил исторические события, происшедшие
после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). На основании первого Киево-Печерского и Новгородского свода
создается второй Киево-Печерский свод.
Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами греческих хронографов.
Второй Киево-Печерский свод и послужил основой «Повести временных лет», первая редакция которой была
создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция — игуменом
Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья — неизвестным автором в том же монастыре в
1118 году. Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны советским исследователем Д. С.
Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039 г. Древнейшего Киевского свода и связал историю
возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30 – 50-х годах 11
столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась
превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства.
Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с
Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает на Константинополь
войска во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051
г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило
русское государство. Исследователь предполагает, что в 30 – 40-х годах 11 века по распоряжению Ярослава
Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства.
Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что «Сказания о первоначальном
распространении христьянства на Руси» были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском
соборе.
жниками киевской митрополии при Софийском
соборе. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре,
Никон придал своему повествованию форму погодных записей по летам. В созданный около 1073 г. первый
Киево-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных
походах на Царьград. Благодаря этому, свод 1073 г. приобрел еще более антивизантийскую направленность.
В «Сказаниях о распространении христьянства» Никон придал летописи политическую остроту. Таким
образом, первый Киево-Печерский свод явился выразителем народных идей. После смерти Никона работы над
летописью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря, и в 1095 году появился второй
Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду идей единства русской земли,
начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобицы.
Далее в интересах Святополка на основе второго Киево-Печерского свода Нестором создается первая
редакция «Повести временных лет». При Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого
князя в 1116 году составляет вторую редакцию «Повести временных лет». Эта редакция дошла до нас в
составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана
третья редакция «Повести временных лет». Она была доведена до 1117 г. Эта редакция лучше всего
сохранилась в Ипатьевской летописи. В обеих гипотезах есть много различий, но обе эти теории доказывают,
что начало летописания на Руси является событием огромной важности.