Cочинения на свободную тему
-
Разное
-
Проблема нравственного выбора человека (По одному из произведений современных писателей о войне)
Проблема нравственного выбора человека (По одному из произведений современных писателей о войне)
Нравственные, вечные проблемы всегда являлись одной из основных тем русской литературы, посвященной военной тематике. Тема человека на войне была для России главной, лакмусовой бумажкой в проверке на человечность.
Нравственной проблематикой, темой выбора на войне наполнена проза В. Быкова, В. Астафьева, Ч. Айтматова многих других. Таким откровением стал роман «Живые и мёртвые» Симонова.
Писатель передаёт горечь, что за победу надо платить не «малой кровью», а бесконечными жертвами. Константин Симонов очень правдиво показывает ужас и трагедию войны. Это стало художественным открытием. И лишь когда в литературу приходит поколение «лейтенантов», которые видели правду, не умели лгать на фронте и не лгали пером, тогда и появилось ощущение трагедии воюющего человека. Начинает проявлять себя тема выбора. Герой начинает убивать, чтобы спастись и отстоять страну.
К такой литературе относится и повесть А. Адамова «Каратели». Каратели многонациональны, они расстреливают деревнями. Всё, что происходит, дано глазами пулемётчика Тупиги, одного из карателей. Здесь Адамов использует приём выбора — его герой, лейтенант Серёжка Белый, улизнул из лагеря, видит стол, шагает к нему. Белый расстреливает заложников, не щадя детей.
Тема выбора звучит во всех произведениях о войне. Вот и в повести Кондратьева «Сашка» главный герой с тоской и надрывом считает шаги, которые отмеряет за его спиной капитан. А надо-то только убить немца. Для Кондратьева — это подвиг, главное — остаться человеком. Даже капитан понял что-то и приказал отвести немца в штаб.
Подвиги — это нравственный перелом, это духовный подъём. Благодаря таким, как Сашка, была одержана победа. Ибо они несли определённый нравственный заряд.
В русской фантастике наиболее остро эти проблемы стоят в повестях и рассказах братьев Стругацких. В повести «Трудно быть богом» авторы рассматривают тему вмешательства в историю вообще — в чужой уклад.
Нравственную проблему «Что есть счастье? Какой ценой оно достаётся?» — должны решать герои «Пикник на обочине». Человек в произведениях Стругацких всегда стоит перед выбором, перед ним всегда раскрывается множество разных путей, и только один из них — верный. Тема выбора — вообще наиболее острая тема для литературы двадцатого века, века, пережившего две мировых войны.
Именно о выборе — повесть Стругацких «За миллиард лет до конца Света», о которой я и хотела рассказать.
Персонажи сталкиваются с совершенно необъяснимым явлением: какая-то неведомая сила пытается заставить их прекратить работу над тем, что им интересно, над тем, чему они готовы посвятить всю свою жизнь. Методы воздействия самые разные — от страшной головной боли до неожиданно появляющихся женщин, а цель одна -заставить отказаться от любимого дела. Люди оказываются перед этой силой в полном одиночестве — у них нет ни друга, который мог бы защитить, ни даже врага, с которым можно было бы бороться.
Нравственный выбор максимально заострён, альтернатива ясна — либо капитуляция, либо полное опасностей неведомое будущее.
стей неведомое будущее.
Капитуляция неизбежно ведёт за собой потерю уважения к самому себе, деградацию личности. И все герои — все до одного — это прекрасно понимают и знают о последствиях своих поступков, но у всех (кроме Вечеровского, конечно) понятие чести — понятие чисто риторическое. Глухов, один из сдавшихся, говорит: «В наше время стреляются, так как стыдятся перед обществом, друзьями, а в прошлом стрелялись из-за стыда перед самим собой. А в наше время почему-то считается, что сам с собой человек всегда договорится».
Да, именно в этом их беда, в способности «договориться с собой», «придумать разумное и убедительное оправдание для капитуляции».
Вайтгарден говорит: «Самое ценное, что есть в мире -это моя личность, моя семья, мои друзья, а остальное пусть катится к чёртовой матери!»
Но, сдавшись, он теряет свою личность и уже не может, открыто посмотреть в глаза семье и друзьям.
Малянов также оправдывает свою слабость заботой о семье, но они сам прекрасно понимает, что становится недостойным её. Единственный не сдавшийся -Вечеровский — сохраняет своё достоинство. Он даже не позволяет себе осуждать других, но для него выбор ясен и однозначен, ибо живо в нём понятие чести.
Итак, мы видим, что в своём творчестве братья Стругацкие постоянно поднимают нравственные проблемы, в особенности — проблему выбора. Всегда существует единственный верный путь, который подсказывает человеку его совесть, но если свернуть с него, то всю жизнь перед собой будут тянуться «глухие кривые окольные тропы...».
Нравственной проблематикой, темой выбора на войне наполнена проза В. Быкова, В. Астафьева, Ч. Айтматова многих других. Таким откровением стал роман «Живые и мёртвые» Симонова.
Писатель передаёт горечь, что за победу надо платить не «малой кровью», а бесконечными жертвами. Константин Симонов очень правдиво показывает ужас и трагедию войны. Это стало художественным открытием. И лишь когда в литературу приходит поколение «лейтенантов», которые видели правду, не умели лгать на фронте и не лгали пером, тогда и появилось ощущение трагедии воюющего человека. Начинает проявлять себя тема выбора. Герой начинает убивать, чтобы спастись и отстоять страну.
К такой литературе относится и повесть А. Адамова «Каратели». Каратели многонациональны, они расстреливают деревнями. Всё, что происходит, дано глазами пулемётчика Тупиги, одного из карателей. Здесь Адамов использует приём выбора — его герой, лейтенант Серёжка Белый, улизнул из лагеря, видит стол, шагает к нему. Белый расстреливает заложников, не щадя детей.
Тема выбора звучит во всех произведениях о войне. Вот и в повести Кондратьева «Сашка» главный герой с тоской и надрывом считает шаги, которые отмеряет за его спиной капитан. А надо-то только убить немца. Для Кондратьева — это подвиг, главное — остаться человеком. Даже капитан понял что-то и приказал отвести немца в штаб.
Подвиги — это нравственный перелом, это духовный подъём. Благодаря таким, как Сашка, была одержана победа. Ибо они несли определённый нравственный заряд.
В русской фантастике наиболее остро эти проблемы стоят в повестях и рассказах братьев Стругацких. В повести «Трудно быть богом» авторы рассматривают тему вмешательства в историю вообще — в чужой уклад.
Нравственную проблему «Что есть счастье? Какой ценой оно достаётся?» — должны решать герои «Пикник на обочине». Человек в произведениях Стругацких всегда стоит перед выбором, перед ним всегда раскрывается множество разных путей, и только один из них — верный. Тема выбора — вообще наиболее острая тема для литературы двадцатого века, века, пережившего две мировых войны.
Именно о выборе — повесть Стругацких «За миллиард лет до конца Света», о которой я и хотела рассказать.
Персонажи сталкиваются с совершенно необъяснимым явлением: какая-то неведомая сила пытается заставить их прекратить работу над тем, что им интересно, над тем, чему они готовы посвятить всю свою жизнь. Методы воздействия самые разные — от страшной головной боли до неожиданно появляющихся женщин, а цель одна -заставить отказаться от любимого дела. Люди оказываются перед этой силой в полном одиночестве — у них нет ни друга, который мог бы защитить, ни даже врага, с которым можно было бы бороться.
Нравственный выбор максимально заострён, альтернатива ясна — либо капитуляция, либо полное опасностей неведомое будущее.
стей неведомое будущее.
Капитуляция неизбежно ведёт за собой потерю уважения к самому себе, деградацию личности. И все герои — все до одного — это прекрасно понимают и знают о последствиях своих поступков, но у всех (кроме Вечеровского, конечно) понятие чести — понятие чисто риторическое. Глухов, один из сдавшихся, говорит: «В наше время стреляются, так как стыдятся перед обществом, друзьями, а в прошлом стрелялись из-за стыда перед самим собой. А в наше время почему-то считается, что сам с собой человек всегда договорится».
Да, именно в этом их беда, в способности «договориться с собой», «придумать разумное и убедительное оправдание для капитуляции».
Вайтгарден говорит: «Самое ценное, что есть в мире -это моя личность, моя семья, мои друзья, а остальное пусть катится к чёртовой матери!»
Но, сдавшись, он теряет свою личность и уже не может, открыто посмотреть в глаза семье и друзьям.
Малянов также оправдывает свою слабость заботой о семье, но они сам прекрасно понимает, что становится недостойным её. Единственный не сдавшийся -Вечеровский — сохраняет своё достоинство. Он даже не позволяет себе осуждать других, но для него выбор ясен и однозначен, ибо живо в нём понятие чести.
Итак, мы видим, что в своём творчестве братья Стругацкие постоянно поднимают нравственные проблемы, в особенности — проблему выбора. Всегда существует единственный верный путь, который подсказывает человеку его совесть, но если свернуть с него, то всю жизнь перед собой будут тянуться «глухие кривые окольные тропы...».