Cочинения на свободную тему
-
Разное
-
Русское государство и XVI ( 18 ) веке – художественный анализ
Русское государство и XVI ( 18 ) веке – художественный анализ
В XV—XVI исках наибольшее значение приобретает московская литература. Это объясняется тем, что Москва в это время стала политическим центром Русского государства. При князе Василии III (в XVI в.) к Москве были присоединены последние удельные княжества. Этим было завершено объединение русских земель под властью московского князя.
Но, потеряв политическую власть над своими уделами (княжествами), бывшие князья — бояре сохранили свои вотчины (наследственные владения), в которых они были полновластны. Они всячески старались удержать за собой участие в управлении государством, ограничить власть самодержавного государя. Политика боярства шла вразрез со стремлением великих князей московских собрать русские земли в единое государство и утвердить самодержавную власть, прогрессивную по тому времени. Этим и объясняется та борьба с боярами, которую вели московские князья.
Особенно настойчиво вёл эту борьбу царь Иван IV, талантливый государственный деятель, широко образованный человек.
В связи с ожесточённой политической борьбой между царём и защитниками самодержавной власти, с одной стороны, и боярами— с другой, широко развивается публицистическая литература, которая чаще всего принимает форму посланий одного лица к другому. Такова, например, «Переписка царя Ивана (IV) с Курбским».
Объединение русских земель вокруг нового центра русской жизни — Москвы приводит к быстрому развитию общерусской культуры. Сближаются говоры различных областей, в литературе создаются произведения, которые разрабатывают вопросы общерусского значения. Растёт понимание единства русского народа. Плодом растущего общественного сознания является создание общерусской истории.
Возникающие в Москве летописные своды проводят ту мысль, что Московское государство подготовлялось всей предшествующей историей человечества.
Сборник наставлений — «Домострой» устанавливал правила поведения русских людей по отношению к церкви и царю, а также в их быту и в семье.
В 50-х годах XVI века начинается в Москве книгопечатание. Во главе дела был поставлен москвитянин Иван Фёдоров.
Но, потеряв политическую власть над своими уделами (княжествами), бывшие князья — бояре сохранили свои вотчины (наследственные владения), в которых они были полновластны. Они всячески старались удержать за собой участие в управлении государством, ограничить власть самодержавного государя. Политика боярства шла вразрез со стремлением великих князей московских собрать русские земли в единое государство и утвердить самодержавную власть, прогрессивную по тому времени. Этим и объясняется та борьба с боярами, которую вели московские князья.
Особенно настойчиво вёл эту борьбу царь Иван IV, талантливый государственный деятель, широко образованный человек.
В связи с ожесточённой политической борьбой между царём и защитниками самодержавной власти, с одной стороны, и боярами— с другой, широко развивается публицистическая литература, которая чаще всего принимает форму посланий одного лица к другому. Такова, например, «Переписка царя Ивана (IV) с Курбским».
Объединение русских земель вокруг нового центра русской жизни — Москвы приводит к быстрому развитию общерусской культуры. Сближаются говоры различных областей, в литературе создаются произведения, которые разрабатывают вопросы общерусского значения. Растёт понимание единства русского народа. Плодом растущего общественного сознания является создание общерусской истории.
Возникающие в Москве летописные своды проводят ту мысль, что Московское государство подготовлялось всей предшествующей историей человечества.
Сборник наставлений — «Домострой» устанавливал правила поведения русских людей по отношению к церкви и царю, а также в их быту и в семье.
В 50-х годах XVI века начинается в Москве книгопечатание. Во главе дела был поставлен москвитянин Иван Фёдоров.