Cочинения на свободную тему - Разное - Тема подвига советского народа в ВОВ в литературе

Тема подвига советского народа в ВОВ в литературе

Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили.
А. Чаковский

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед
павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами,
бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является
тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им
необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную
убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и
мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их
собственной жизни.
Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне, большие эпические произведения, в которых дается
осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны,
мировой историей (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.); психологическая проза,
раскрывающая основы личности в трагических коллизиях войны (В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и
др.); художественно-документальные произведения (Д. Гранин, К. Воробьев, С. Смирнов и др.); драматургия (пьесы К.
Симонова, Б. Корнейчука); поэзия (стихи М. Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко).
Независимо от жанра все произведения объединены одним — “памятью сердца”, страстным желанием поведать
правду о пройденных дорогах войны.
Автобиографическая повесть “Это мы, господи!” была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье,
зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему пережить в
фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: “Стриженые головы, голые ноги и руки лесом
торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук — лагерям военнопленных, да не дошли, полегли
на пути… и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая — Мстить! Мстить!
Мстить!” Откроем лирическую повесть В. Астафьева “Пастух и пастушка (современная пастораль)”. Ее герой,
двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как “трещали кости пехотинцев, утюженные
гусеницами танков”, одним словом, воевал, а умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви.
Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и… не смогло находиться среди крови, насилия,
смерти.
Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В. Быков. Его произведения отличает
нравственно-психологическая проблематика, бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов
является ситуация нравственного выбора.

нного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ
человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.
Повесть “Сотников”. Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, раненными,
окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое — Сотников и Рыбак. Они
попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа
жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства
— вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак — смелый боец, когда за его спиной стоят свои,
оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом — на предательство и убийство товарища.
Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из детства,
когда он шел на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.
Сотников — скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности,
простой учитель. Почему же, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того,
что они оказались в руках врага, явилась его болезнь — он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и
Рыбака.
Измученный пытками, шантажируемый фашистами (“Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели”), он
остается несломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той
борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед
казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.
Тема повести В. Козько “Скудный день” — оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Место
действия — небольшой белорусский городок; время действия — 10 лет спустя после войны. Основное, что
характеризует произведение, — это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжетного
развития событий, сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос
определяет весь стиль повести.
Колька Летичка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит), как маленьким ребенком попал в концлагерь,
где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те
нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.
И вот через 10, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик
вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает — и убивает Кольку Летичку. Но смерть его
предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить
того, что у него было отнято в детстве.
Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, — это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей:
“Мама, спаси меня!” — закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и
тысячи его сверстников.

тей, насильно отторгнутых от матерей:
“Мама, спаси меня!” — закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и
тысячи его сверстников.
Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне.
На могиле неизвестного солдата в Москве высечены слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”. Книги о
войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания — учат молодое поколение любви к
Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более
возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие писателя — вклад в общее дело
борьбы за мир.