Cочинения на свободную тему
-
Разное
-
Тема Великой Отечественной Войны в Современной отечественной прозе
Тема Великой Отечественной Войны в Современной отечественной прозе
Тема Великой Отечественной Войны в Современной отечественной прозе
(по произведению одного из писателей)
В этом году мы праздновали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время все дальше отодвигает от нас события тех лет, но оно не властно над памятью, передающей из поколения в поколение нравственную суть подвига, совершенного русским народом во имя спасения человечества от фашизма. Я не могу в полной мере ощутить ту боль и страдания, которые выпали на долю участников той войны, но хочется разобраться, что стояло за героизмом, питало его, было его почвой. Что позволило в «сороковые роковые» не просто выстоять и победить, но и остаться в этой жестокой борьбе человеком? Какими были те, кому мы обязаны своей жизнью?
Такие вопросы я задавал(а) себе в дни празднования 60-летия Победы, когда мы вручали цветы седовласым восьмидесятилетним ветеранам войны, когда возлагали цветы к мемориалу воинской славы.
Ответить на эти вопросы помогают мне книги о войне, честные и талантливые, которые вызывают боль, тревогу, возмущение, которые заставляют думать и переживать. Они позволяют разобраться в нравственных истоках совершенных на войне подвигов, заставляют задуматься о личной ответственности за все, что происходит в мире. Особенно интересными и глубокими для меня являются произведения Б. Васильева, Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Кондратьева. Война в них предстает не чередой побед и поражений, а военным бытом с его повседневными заботами. Писатели исследуют душевное вещество человека. Размышляя над этими книгами, я все больше понимаю, что у войны есть совсем другая, «негероическая» сторона, что подвиг на войне может выглядеть совсем неярким, а незаметным.
Передо мной книга Б. Васильева «А зори здесь тихие...», написанная в 70-х годах. Она и сейчас остается одной из правдивых книг о войне. Я перечитала её после того, как посмотрела фильм режиссера Станислава Ростоцкого накануне праздника Победы. Почему эта книга так потрясла меня? Наверное, потому что автор сумел повернуть тему войны такой стороной, которая особенно впечатляет. Ведь обычно — война и мужчины, а здесь — война и девушки. Невольно примеряешь происходящее к себе...
Первые главы повести рисуют будни полувзвода девушек-зенитчиц, на спокойном глухом разъезде в Карелии. Автор подчеркивает женственность и обаяние молодых героинь, чисто по-женски налаживающих отношения между собой, единодушно пытающихся саботировать распоряжения «сухаря» Васкова. И вот суровая действительность войны вступает в непримиримое противостояние с женским жизнелюбием, нежностью, добротой. Особенно ярко это проявляется, когда Рита Осянина убивает своего первого немца. Потрясение от убийства так велико, что всю ночь она не могла сомкнуть глаз. Такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в бою, когда убила врага прикладом по «живой голове».
Я почти зримо представляю себе и Женьке Комелькову с её яркой и броской красотой, и строгую, с огромным чувством долга, Риту Осянину, и хрупкую, беззащитную поклонницу Блока Соню Гурвич.
рвич. В Лизе Бричкиной главное — ей близость к природе, сердечность, а особинка Галки Четвертак — в её неуёмной фантазии. У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты — гибель «на второй день войны в утренней контратаке» мужа. У Жени «маму, сестру, братишку — всех из пулемета уложили». У Сони — «дружная и очень большая семья» в оккупированном Минске. У Лизы — несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья». У Гали неосуществленные фантазии. Объединяет этих разных героинь готовность без колебаний вступить в бой с врагами. Против целой диверсионной группы специально обученных убийц встали пять девушек. Они, не требуя для себя никаких скидок, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих. Каждая из них могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Но была война… и… «оборвалась ниточка». Хрупкие создания, чьё предназначение заключается в том, чтобы продолжать жизнь на земле, взваливают на свои плечи непомерно тяжелый груз, вступают в беспощадную схватку. И все они — героини! Поэтому видится подвигом и совсем «негероическая» гибель Лизы в болоте, и случайная смерть Сони, и нелепая гибель Гали.
Свой подвиг совершил и старшина Федот Евграфович Басков. Кажется поначалу, что писатель смотрит на него несколько иронично. Но с каждой страницей повести этот человек вырастает и в глазах девушек, и в наших глазах. Он предстает не только умным, опытным воином, но и нравственно богатым и воспитанным человеком. Он понимает, как трудно его подопечным и физически, и морально, и старается помочь, защитить, спасти от смерти, такт как хорошо понимает, что воюют «… будущие матери, в которых самой природой ненависть к убийству заложена». Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова… Основа этого развития — в исконных нравственных качествах, чувство ответственности «за все на свете»… Главное для Васкова — «не отступать, не отдавать ни клочка земли на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он Федот Евграфыч Басков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всем мире никого: лишь он, враг, да Россия». Единый подвиг — защита родины -уравнивает старшину и пятерых девчат, которые «свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.
В официальных сводках подобные события именовались «боями местного значения». Но именно такими малыми победами добывалась большая Победа, все они, участники тех суровых боев — герои.
К сожалению, люди моего поколения почти лишены возможности услышать повествования о ВОВ из уст её непосредственных участников. Все меньше их, живых свидетелей кровавой схватки. Что нам остаётся? Документальные хроники, художественные фильмы, книги. Пусть пройдет еще полвека, но тема великой и страшной битвы будет также близка авторам… Мы — часть страны, её будущее. Пусть нет той страны, которая выиграла ту войну, СССР уже давно не существует, но новое поколение не должно забывать.
Р уже давно не существует, но новое поколение не должно забывать… Оно должно гордиться!
(по произведению одного из писателей)
В этом году мы праздновали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время все дальше отодвигает от нас события тех лет, но оно не властно над памятью, передающей из поколения в поколение нравственную суть подвига, совершенного русским народом во имя спасения человечества от фашизма. Я не могу в полной мере ощутить ту боль и страдания, которые выпали на долю участников той войны, но хочется разобраться, что стояло за героизмом, питало его, было его почвой. Что позволило в «сороковые роковые» не просто выстоять и победить, но и остаться в этой жестокой борьбе человеком? Какими были те, кому мы обязаны своей жизнью?
Такие вопросы я задавал(а) себе в дни празднования 60-летия Победы, когда мы вручали цветы седовласым восьмидесятилетним ветеранам войны, когда возлагали цветы к мемориалу воинской славы.
Ответить на эти вопросы помогают мне книги о войне, честные и талантливые, которые вызывают боль, тревогу, возмущение, которые заставляют думать и переживать. Они позволяют разобраться в нравственных истоках совершенных на войне подвигов, заставляют задуматься о личной ответственности за все, что происходит в мире. Особенно интересными и глубокими для меня являются произведения Б. Васильева, Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Кондратьева. Война в них предстает не чередой побед и поражений, а военным бытом с его повседневными заботами. Писатели исследуют душевное вещество человека. Размышляя над этими книгами, я все больше понимаю, что у войны есть совсем другая, «негероическая» сторона, что подвиг на войне может выглядеть совсем неярким, а незаметным.
Передо мной книга Б. Васильева «А зори здесь тихие...», написанная в 70-х годах. Она и сейчас остается одной из правдивых книг о войне. Я перечитала её после того, как посмотрела фильм режиссера Станислава Ростоцкого накануне праздника Победы. Почему эта книга так потрясла меня? Наверное, потому что автор сумел повернуть тему войны такой стороной, которая особенно впечатляет. Ведь обычно — война и мужчины, а здесь — война и девушки. Невольно примеряешь происходящее к себе...
Первые главы повести рисуют будни полувзвода девушек-зенитчиц, на спокойном глухом разъезде в Карелии. Автор подчеркивает женственность и обаяние молодых героинь, чисто по-женски налаживающих отношения между собой, единодушно пытающихся саботировать распоряжения «сухаря» Васкова. И вот суровая действительность войны вступает в непримиримое противостояние с женским жизнелюбием, нежностью, добротой. Особенно ярко это проявляется, когда Рита Осянина убивает своего первого немца. Потрясение от убийства так велико, что всю ночь она не могла сомкнуть глаз. Такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в бою, когда убила врага прикладом по «живой голове».
Я почти зримо представляю себе и Женьке Комелькову с её яркой и броской красотой, и строгую, с огромным чувством долга, Риту Осянину, и хрупкую, беззащитную поклонницу Блока Соню Гурвич.
рвич. В Лизе Бричкиной главное — ей близость к природе, сердечность, а особинка Галки Четвертак — в её неуёмной фантазии. У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты — гибель «на второй день войны в утренней контратаке» мужа. У Жени «маму, сестру, братишку — всех из пулемета уложили». У Сони — «дружная и очень большая семья» в оккупированном Минске. У Лизы — несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья». У Гали неосуществленные фантазии. Объединяет этих разных героинь готовность без колебаний вступить в бой с врагами. Против целой диверсионной группы специально обученных убийц встали пять девушек. Они, не требуя для себя никаких скидок, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих. Каждая из них могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Но была война… и… «оборвалась ниточка». Хрупкие создания, чьё предназначение заключается в том, чтобы продолжать жизнь на земле, взваливают на свои плечи непомерно тяжелый груз, вступают в беспощадную схватку. И все они — героини! Поэтому видится подвигом и совсем «негероическая» гибель Лизы в болоте, и случайная смерть Сони, и нелепая гибель Гали.
Свой подвиг совершил и старшина Федот Евграфович Басков. Кажется поначалу, что писатель смотрит на него несколько иронично. Но с каждой страницей повести этот человек вырастает и в глазах девушек, и в наших глазах. Он предстает не только умным, опытным воином, но и нравственно богатым и воспитанным человеком. Он понимает, как трудно его подопечным и физически, и морально, и старается помочь, защитить, спасти от смерти, такт как хорошо понимает, что воюют «… будущие матери, в которых самой природой ненависть к убийству заложена». Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова… Основа этого развития — в исконных нравственных качествах, чувство ответственности «за все на свете»… Главное для Васкова — «не отступать, не отдавать ни клочка земли на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он Федот Евграфыч Басков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всем мире никого: лишь он, враг, да Россия». Единый подвиг — защита родины -уравнивает старшину и пятерых девчат, которые «свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.
В официальных сводках подобные события именовались «боями местного значения». Но именно такими малыми победами добывалась большая Победа, все они, участники тех суровых боев — герои.
К сожалению, люди моего поколения почти лишены возможности услышать повествования о ВОВ из уст её непосредственных участников. Все меньше их, живых свидетелей кровавой схватки. Что нам остаётся? Документальные хроники, художественные фильмы, книги. Пусть пройдет еще полвека, но тема великой и страшной битвы будет также близка авторам… Мы — часть страны, её будущее. Пусть нет той страны, которая выиграла ту войну, СССР уже давно не существует, но новое поколение не должно забывать.
Р уже давно не существует, но новое поколение не должно забывать… Оно должно гордиться!