Cочинения на свободную тему
-
Разное
-
Только в работе велик Человек Произведение-рассуждение
Только в работе велик Человек Произведение-рассуждение
Не каждому человеку дано ощутить радость работы. Некоторые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и работа для них – бремя, которое отнимает силы, время, съедает силы. Другим не повезло: род деятельности, выбранный ими, не отвечает способностям, склонностям, характеру, психологическим данным. Для них работа – мучение, рабство, безнадежный плен без перспектив освобождения!
Такие люди тянут лямку, кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба. Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывистые, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии. Согласятся ли все они с тем, что величие человека в работе? Едва ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего припускают безделье. Припомним сказки – русские, украинские, немецкие, французские, японские. В них часто фигурирует скатерть-самобранка или горшочек-вари, молочные реки с кисельными берегами, замечательное дерево, которое приносит плоды круглый год, – символы благосостояния без усилий.
Дальше Библия говорит о работе как о божьем проклятии за грехи Адама и Евы: «В поте лба будешь приобретать хлеб свой». Во всех легендах упоминается Золотое столетие, когда люди были беззаботные и счастливые, земля давала с десяток урожаев на год, рыба сама плыла в сети. Все это говорит о том, что работа не является сначала желательной частицей для человечества. Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами чужой работы. С развитием цивилизации и углублением специализации появлялась возможность обмена: я делаю посуду, а ты – одежду.
Появилась возможность выбирать профессию, достигать мастерства, накапливать опыт. В европейских странах мастер-человек уважаемый, работа – почти религия. Нет высокого и низкого во вдохновенной работе. Но есть работа, которая заметна, результаты которой видно всем: пища, одежда, дома, дороги… А есть кропотливая работа ученых, изобретателей. Когда, придя домой, мы включаем лампочку, то понятно, что ее сделал рабочий на заводе. Но разве многие в этот момент с признательностью упоминают Яблочкова и Эдисона? Покупая семена для дачного участка, знаем ли мы, чья работа стоит за новыми сортами, которых генетиков, селекционеров? Включая телевизор, мы не задумываемся ни на миг, что если бы не было Эйнштейна, Планка, Гейзенберга, которые занимались, казалось бы, такими напрасными вещами, как теория строения атома и устройство Вселенной, не было бы ничего из таких обычных нам благ цивилизации, как телевизор, видеомагнитофон, компьютер.
Возможно, кто-то и знает, что слово «робот» придумано Чапеком, а кто знает Норберта Винера – отца современных информационных технологий. Быстрее мы припомним Била Гейтса, который, в общем, был интеллектуальным паразитом, разрабатывающим давно открытое месторождение. И все-таки, можно ли работу сделать мерилом величия человека? Человечества – наверное. Все мы стоим на бесконечных ступенях, которые идут вглубь столетий, где каждая ступенька – плод работы ремесленника, земледельца ученого.
ика, земледельца ученого. От нашего отношения к работе, от того, как наше общество относится к рабочему человеку – каменщику, философу, повару, учителю, – зависит, продолжатся ли эти ступеньки в будущее. Грустно думать, что пока мы только используем придуманное и сделанное другими людьми в других странах, где давно узнали о цене работы.
Такие люди тянут лямку, кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба. Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывистые, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии. Согласятся ли все они с тем, что величие человека в работе? Едва ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего припускают безделье. Припомним сказки – русские, украинские, немецкие, французские, японские. В них часто фигурирует скатерть-самобранка или горшочек-вари, молочные реки с кисельными берегами, замечательное дерево, которое приносит плоды круглый год, – символы благосостояния без усилий.
Дальше Библия говорит о работе как о божьем проклятии за грехи Адама и Евы: «В поте лба будешь приобретать хлеб свой». Во всех легендах упоминается Золотое столетие, когда люди были беззаботные и счастливые, земля давала с десяток урожаев на год, рыба сама плыла в сети. Все это говорит о том, что работа не является сначала желательной частицей для человечества. Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами чужой работы. С развитием цивилизации и углублением специализации появлялась возможность обмена: я делаю посуду, а ты – одежду.
Появилась возможность выбирать профессию, достигать мастерства, накапливать опыт. В европейских странах мастер-человек уважаемый, работа – почти религия. Нет высокого и низкого во вдохновенной работе. Но есть работа, которая заметна, результаты которой видно всем: пища, одежда, дома, дороги… А есть кропотливая работа ученых, изобретателей. Когда, придя домой, мы включаем лампочку, то понятно, что ее сделал рабочий на заводе. Но разве многие в этот момент с признательностью упоминают Яблочкова и Эдисона? Покупая семена для дачного участка, знаем ли мы, чья работа стоит за новыми сортами, которых генетиков, селекционеров? Включая телевизор, мы не задумываемся ни на миг, что если бы не было Эйнштейна, Планка, Гейзенберга, которые занимались, казалось бы, такими напрасными вещами, как теория строения атома и устройство Вселенной, не было бы ничего из таких обычных нам благ цивилизации, как телевизор, видеомагнитофон, компьютер.
Возможно, кто-то и знает, что слово «робот» придумано Чапеком, а кто знает Норберта Винера – отца современных информационных технологий. Быстрее мы припомним Била Гейтса, который, в общем, был интеллектуальным паразитом, разрабатывающим давно открытое месторождение. И все-таки, можно ли работу сделать мерилом величия человека? Человечества – наверное. Все мы стоим на бесконечных ступенях, которые идут вглубь столетий, где каждая ступенька – плод работы ремесленника, земледельца ученого.
ика, земледельца ученого. От нашего отношения к работе, от того, как наше общество относится к рабочему человеку – каменщику, философу, повару, учителю, – зависит, продолжатся ли эти ступеньки в будущее. Грустно думать, что пока мы только используем придуманное и сделанное другими людьми в других странах, где давно узнали о цене работы.