Cочинения на свободную тему
-
Разное
-
Трагическая судьба художника в тоталитарном государстве
Трагическая судьба художника в тоталитарном государстве
Трагическая судьба художника в тоталитарном государстве.
Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав стопе удар насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета:
Губ шевелящихся отнять вы не могли.
О. Мандельштам.
«Самая полная диктатура называется тоталитаризмом: ее цель – подчинить человека тотально, поставить под контроль власти не только его поступки, но и мысли». Поэты «серебряного века» творили в очень сложное время – время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Тоталитарная власть диктовала им темы, сюжеты, даже настроение произведений. Художникам ничего не оставалось, как писать «заказные» произведения, темы и идеи которых были направлены на восхваление властей. Примером может служить стихотворение О. Мандельштама «Если бы меня наши враги взяли…»:
…И налетит пламенных лет стая,
Прошелестит спелой грозой Ленин,
И на земле, что избежит тленья,
Будет будить разум и жизнь Сталин.
Те же, кто не захотели идти наперекор своим принципам и убеждениям, подвергались жесточайшим репрессиям со стороны правительства. Постоянные попытки подчинить власти мысли автора, постоянные цензурные давления, в конечном итоге лагеря и расстрелы приводили к разным последствиям.
Одни творили, обманывая цензуру, пытались сохранить произведения в их первоначальном облике.
Так, с 1928 года и до самой смерти писал роман «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Он надеялся его напечатать, но не хотел изменять его и приспосабливать под советскую идеологию. Роман был издан лишь спустя полвека со смерти писателя. Это объясняется тем, что, во-первых, в образе Мастера автор вложил много автобиографических черт, а, во-вторых, его судьба повторяет литературную судьбу самого Булгакова. Нападки на роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвинения против «Белой гвардии» и «Дней Турбиных». В «Мастере и Маргарите»нашла точное отражение обстановка тридцатых годов. В романе передается атмосфера тоталитарной политики, в условиях которой писать правду было опасно. Вот почему роман увидел свет спустя большой период времени.
Но другие талантливые писатели шли иным путем. Они отказывались от издания своих творений. Некоторые не только не печатали свои произведения, но и не решались даже доверить их бумаге.
Однако даже в такой ситуации О. Мандельштам не подстраивается под диктатуру и в 1933 году пишет открытым текстом антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…»
… Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища…
В конце концов оно стоило поэту жизни.
С развитием событий сталинские репрессии приобретали больший размах. Они ломали судьбы не только поэтам и писателям, но и их родным и близким.
Так произошло и с Анной Ахматовой, у которой в 1921 году по несправедливому обвинению в заговоре был расстрелян муж – Николай Гумилев, а в 1935 году был арестован ее единственный сын – Лев Николаевич, который впоследствии подвергался неоднократным заключениям. Семнадцать месяцев, проведенных в тюремных очередях в городе Ленинграде, дают повод для написания поэтессой стихотворений, составивших в конечном итоге поэму «Реквием», которая стала данью всем угнетенным и обездоленным в ходе сталинского произвола.
… Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград…
… Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная кончилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь…
По понятным причинам произведение напечатано не было при жизни А. Ахматовой, но поэма существовала в памяти самых близких, доверенных лиц, заучивших строфы из нее наизусть.
Несмотря на все репрессии, произвол неравноправия, произведение поэтов и писателей тридцатых годов не умерли, они жили в умах и сердцах людей, верящих в счастливое будущее отчизны.
Мне кажется, что диктатура не надломила характер художников, их веру в свою страну и свой народ:
… И не ограблен я, и не надломлен,
Но только что всего переогромлен ,
И я искренне рада, что тоталитарный режим не смог заглушить переживание тех, кто до последней минуты оставался верен светлым идеям свободы творчества, равноправия и чести.
Так всегда, «поэт в России – больше чем поэт». Ведь настоящий поэт – это всегда боль, глас, совесть и душа своего народа. И замечательная плеяда поэтов «серебряного века» блестящее тому доказательство.
Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав стопе удар насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета:
Губ шевелящихся отнять вы не могли.
О. Мандельштам.
«Самая полная диктатура называется тоталитаризмом: ее цель – подчинить человека тотально, поставить под контроль власти не только его поступки, но и мысли». Поэты «серебряного века» творили в очень сложное время – время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Тоталитарная власть диктовала им темы, сюжеты, даже настроение произведений. Художникам ничего не оставалось, как писать «заказные» произведения, темы и идеи которых были направлены на восхваление властей. Примером может служить стихотворение О. Мандельштама «Если бы меня наши враги взяли…»:
…И налетит пламенных лет стая,
Прошелестит спелой грозой Ленин,
И на земле, что избежит тленья,
Будет будить разум и жизнь Сталин.
Те же, кто не захотели идти наперекор своим принципам и убеждениям, подвергались жесточайшим репрессиям со стороны правительства. Постоянные попытки подчинить власти мысли автора, постоянные цензурные давления, в конечном итоге лагеря и расстрелы приводили к разным последствиям.
Одни творили, обманывая цензуру, пытались сохранить произведения в их первоначальном облике.
Так, с 1928 года и до самой смерти писал роман «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Он надеялся его напечатать, но не хотел изменять его и приспосабливать под советскую идеологию. Роман был издан лишь спустя полвека со смерти писателя. Это объясняется тем, что, во-первых, в образе Мастера автор вложил много автобиографических черт, а, во-вторых, его судьба повторяет литературную судьбу самого Булгакова. Нападки на роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвинения против «Белой гвардии» и «Дней Турбиных». В «Мастере и Маргарите»нашла точное отражение обстановка тридцатых годов. В романе передается атмосфера тоталитарной политики, в условиях которой писать правду было опасно. Вот почему роман увидел свет спустя большой период времени.
Но другие талантливые писатели шли иным путем. Они отказывались от издания своих творений. Некоторые не только не печатали свои произведения, но и не решались даже доверить их бумаге.
Однако даже в такой ситуации О. Мандельштам не подстраивается под диктатуру и в 1933 году пишет открытым текстом антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…»
… Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища…
В конце концов оно стоило поэту жизни.
С развитием событий сталинские репрессии приобретали больший размах. Они ломали судьбы не только поэтам и писателям, но и их родным и близким.
Так произошло и с Анной Ахматовой, у которой в 1921 году по несправедливому обвинению в заговоре был расстрелян муж – Николай Гумилев, а в 1935 году был арестован ее единственный сын – Лев Николаевич, который впоследствии подвергался неоднократным заключениям. Семнадцать месяцев, проведенных в тюремных очередях в городе Ленинграде, дают повод для написания поэтессой стихотворений, составивших в конечном итоге поэму «Реквием», которая стала данью всем угнетенным и обездоленным в ходе сталинского произвола.
… Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград…
… Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная кончилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь…
По понятным причинам произведение напечатано не было при жизни А. Ахматовой, но поэма существовала в памяти самых близких, доверенных лиц, заучивших строфы из нее наизусть.
Несмотря на все репрессии, произвол неравноправия, произведение поэтов и писателей тридцатых годов не умерли, они жили в умах и сердцах людей, верящих в счастливое будущее отчизны.
Мне кажется, что диктатура не надломила характер художников, их веру в свою страну и свой народ:
… И не ограблен я, и не надломлен,
Но только что всего переогромлен ,
И я искренне рада, что тоталитарный режим не смог заглушить переживание тех, кто до последней минуты оставался верен светлым идеям свободы творчества, равноправия и чести.
Так всегда, «поэт в России – больше чем поэт». Ведь настоящий поэт – это всегда боль, глас, совесть и душа своего народа. И замечательная плеяда поэтов «серебряного века» блестящее тому доказательство.