Cочинения на свободную тему
-
Слово о полку Игореве
-
Композиция «Слова о полку Игореве»
Композиция «Слова о полку Игореве»
Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII — XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро — монгольских орд. Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил для автора поводом к страстному обращению к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
Проследим в общих чертах, как развивается в «Слове...» поэтический рассказ об Игоревом походе. Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли.
Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова...» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Бояна», а по былям (действительным событиям) своего времени.
Поэт рассказывает далее о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация сюжета «Слова...»
А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военаначальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход северских князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси — присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям — Всеволоду Суздальскому, Ярославу Осмомыслу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это центральное место в произведении.
Тема сочинения личной судьбы Игоря вводится в поэму «плачем Ярославны». Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться на Родину. Рыдающий голос женщины, как бы преодолевая пространство, долетает до крайних границ Руси.
Будто услышав мольбы Ярославны, князь — пленник совершает побег из «земли незнаемой». Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
Итак, композиция «Слова.
Итак, композиция «Слова...» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.
Проследим в общих чертах, как развивается в «Слове...» поэтический рассказ об Игоревом походе. Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли.
Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова...» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Бояна», а по былям (действительным событиям) своего времени.
Поэт рассказывает далее о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация сюжета «Слова...»
А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военаначальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход северских князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
К «золотому слову» Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси — присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям — Всеволоду Суздальскому, Ярославу Осмомыслу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это центральное место в произведении.
Тема сочинения личной судьбы Игоря вводится в поэму «плачем Ярославны». Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться на Родину. Рыдающий голос женщины, как бы преодолевая пространство, долетает до крайних границ Руси.
Будто услышав мольбы Ярославны, князь — пленник совершает побег из «земли незнаемой». Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
Итак, композиция «Слова.
Итак, композиция «Слова...» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее — идее объединения Руси.