Cочинения на свободную тему
-
Слово о полку Игореве
-
Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве»
Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве»
Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать мужчине, быть опрятной и красивой. Простые женщины выполняли эту миссию с честью. Княгиня Ярославна из высшего света, но и на ее судьбу легли нелегкие испытания. Евфросиния Ярославна — дочь Ярослава Владимировича галиченского, вторая жена Игоря, который вступил в брак с ней 1184 года. Ярославна, влюбленная у своего мужчины, и вот этого счастья супружеской жизни ей отведено лишь один год, так как уже в 1185 году Игорь отправился в поход на половцев и попал в плен. Как же тяжело молодой женщине отторгать от сердца своего милого и провожать, может, на верную смерть! Но она осознает то, что ее мужчина — князь, полководец, воин. Женщина должна мужественно вынести это горе, еще и подать пример женщинам дружинников. С тревогой ждет она вестей из поля боя, радуется первым победам Игоря. Но вот страшная весть: войско разбито, а ее милое ладо в плену. Ярославна не кроется со своим горем, она выходит на Путивливской вал, в отчаянии обращается к силам природы по помощь. Вообще, автор «Слова…» в поэме представляет нам природу как самостоятельное действующее лицо. Она может быть гневной и кроткой, но всегда действующей, подвижной, очеловеченной. Обращается к ней Игорь, когда попадается в плен:
* Донец-Река!
* Не было тебе славы,
* Что носил ты князя на волнах,
* Стелил ему траву зеленую
* На берегах серебряных…
* Донец вступает в диалог с Игорем:
* Князю Игорю!
* Не имело тебе славы,
* Кончакове досады злой,
* А Русской земле веселья!
Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю убежать из плена. Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину в небольшом эпизоде. Который же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается за поэтической красотой самым славным, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка-жалобница, кукушка, плачет-тоскует. Язык ее эмоциональный, пронизанный патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, так как оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:
* Как и чайка-жалобница
* Стонет она рано.
* Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-Реки, которая может исцелить раны князя:
* Омочу бобровый рукав
* В Каяле-Реке,
* Обмою князьевы кровавые раны
* На теле его сильном!
В художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнения женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова…» именно их и использует. Ярославна готова полететь кукушкой, чайкой в именно ад, лишь бы только спасти Игоря. Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесильность природы, а иногда даже способная на нарекание, которые и препятствует князю и жене:
* О ветер ветрило!
* Почему, хозяину, силой веешь?
* Почему метаешь вражеские стрелы* На крыльях своих легких,
* Против воинов моего милого?
* К Днепру-Славутичу она обращается как к могущественной стихии:
* Принеси же ты, хозяину,
* Ко мне моего милого,
* А не слала бы я слез ему ревностных,
* На море рано!
Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда.
есильность природы, а иногда даже способная на нарекание, которые и препятствует князю и жене:
* О ветер ветрило!
* Почему, хозяину, силой веешь?
* Почему метаешь вражеские стрелы* На крыльях своих легких,
* Против воинов моего милого?
* К Днепру-Славутичу она обращается как к могущественной стихии:
* Принеси же ты, хозяину,
* Ко мне моего милого,
* А не слала бы я слез ему ревностных,
* На море рано!
Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже измучившись мольбами, женщина обращается к пусть мощнее силе — Солнца:
* Почему же, солнце-хозяину,
* Простерег горячий свой луч,
* На воинов моего милого,
* В поле безводному,
* Жаждой им луки посушило,
* Тоской сагайдаки склепало!
И природа будто опомнилась от этих искренних заклинаний, будто переглянулась на душевную красоту этой женщины, что природа даже не равнодушная к ее тоске:
* В полночь море заиграло,
* Мгла идет столбами-вихрами,
* Игорь-князю бог путь указывает,
* Из земли Половецкой,
* На землю Русскую.
Прошло больше восьми столетий от времени этих событий, а и сегодня хочется пожелать молодым людям, супружеством подражать примеру этого супружества в верности, безграничной любви друг к другу. Ведь и Игорь не предал Ярославну, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку. Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве. Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиан Шашкевич, а Николай Лысенко ее вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны». Незабываемый образ Половчихи из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе много образов Ярославны. Она тоже просит силы природы возвратить ее Мусиечка, который попал в морское ненастье. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветра и море переглянуться на ее горе. И здесь тоже природа помогает. Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославнами, так как они отдавали свою жизнь, кровь, здоровье, лишь бы их мужчинам повезло выжить, одолеть злого врага. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентине-Ярослаславне.
И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославнами, так как этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущие верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом — все они Ярославны. И дай, Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!
* Донец-Река!
* Не было тебе славы,
* Что носил ты князя на волнах,
* Стелил ему траву зеленую
* На берегах серебряных…
* Донец вступает в диалог с Игорем:
* Князю Игорю!
* Не имело тебе славы,
* Кончакове досады злой,
* А Русской земле веселья!
Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю убежать из плена. Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину в небольшом эпизоде. Который же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается за поэтической красотой самым славным, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка-жалобница, кукушка, плачет-тоскует. Язык ее эмоциональный, пронизанный патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, так как оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:
* Как и чайка-жалобница
* Стонет она рано.
* Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-Реки, которая может исцелить раны князя:
* Омочу бобровый рукав
* В Каяле-Реке,
* Обмою князьевы кровавые раны
* На теле его сильном!
В художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнения женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова…» именно их и использует. Ярославна готова полететь кукушкой, чайкой в именно ад, лишь бы только спасти Игоря. Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесильность природы, а иногда даже способная на нарекание, которые и препятствует князю и жене:
* О ветер ветрило!
* Почему, хозяину, силой веешь?
* Почему метаешь вражеские стрелы* На крыльях своих легких,
* Против воинов моего милого?
* К Днепру-Славутичу она обращается как к могущественной стихии:
* Принеси же ты, хозяину,
* Ко мне моего милого,
* А не слала бы я слез ему ревностных,
* На море рано!
Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда.
есильность природы, а иногда даже способная на нарекание, которые и препятствует князю и жене:
* О ветер ветрило!
* Почему, хозяину, силой веешь?
* Почему метаешь вражеские стрелы* На крыльях своих легких,
* Против воинов моего милого?
* К Днепру-Славутичу она обращается как к могущественной стихии:
* Принеси же ты, хозяину,
* Ко мне моего милого,
* А не слала бы я слез ему ревностных,
* На море рано!
Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже измучившись мольбами, женщина обращается к пусть мощнее силе — Солнца:
* Почему же, солнце-хозяину,
* Простерег горячий свой луч,
* На воинов моего милого,
* В поле безводному,
* Жаждой им луки посушило,
* Тоской сагайдаки склепало!
И природа будто опомнилась от этих искренних заклинаний, будто переглянулась на душевную красоту этой женщины, что природа даже не равнодушная к ее тоске:
* В полночь море заиграло,
* Мгла идет столбами-вихрами,
* Игорь-князю бог путь указывает,
* Из земли Половецкой,
* На землю Русскую.
Прошло больше восьми столетий от времени этих событий, а и сегодня хочется пожелать молодым людям, супружеством подражать примеру этого супружества в верности, безграничной любви друг к другу. Ведь и Игорь не предал Ярославну, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку. Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве. Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиан Шашкевич, а Николай Лысенко ее вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны». Незабываемый образ Половчихи из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе много образов Ярославны. Она тоже просит силы природы возвратить ее Мусиечка, который попал в морское ненастье. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветра и море переглянуться на ее горе. И здесь тоже природа помогает. Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославнами, так как они отдавали свою жизнь, кровь, здоровье, лишь бы их мужчинам повезло выжить, одолеть злого врага. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентине-Ярослаславне.
И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославнами, так как этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущие верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом — все они Ярославны. И дай, Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!